Что можно поручить малышу? Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым, чтобы он был помощником во всех домашних делах. Многие мамы и папы задаются вопросами: когда начинать приучать ребенка к домашнему труду и какая работа является посильной для малыша в разных возрастных периодах
Традиции помощи взрослым
Вспоминая русскую историю, можно констатировать: дети во многом помогали взрослым, начиная с самого раннего возраста. Если говорить о традициях крестьянской семьи, то дети были обязаны помогать по хозяйству, носить воду, накрывать на стол, готовить простую еду, подметать избу, ходить в лес по ягоды-грибы, нянчить младших братьев и сестер. Помощь взрослым была включена в общий быт семьи, и у детей даже не возникало сомнений в том, что они, во-первых, могут, а во-вторых, должны справиться с делами. Объем работ по дому был таким, что семье, имеющей детей, без помощи самих детей было не справиться.
Современное общество ставит под вопрос необходимость помощи детей, особенно, если это дети дошкольного возраста. Большое количество предметов бытовой техники значительно упростило и облегчило работу по дому, и стало казаться, что помощь детей стала вовсе не обязательной. Но родители должны понимать, что очень важно познакомить малыша с домашними обязанностями как можно раньше, а также закрепить их исполнение в повседневной жизни ребенка.
Сейчас основной проблемой родителей является неуверенность в том, что дети способны им помочь и должны это делать. Дети, чувствуя эту неуверенность, понимают: они имеют возможность увильнуть от обязанностей, если проявят строптивость, или «не услышат» родительских просьб, или добьются своего капризами или скандалом. Поэтому первое и главное условие, чтобы научить детей помощи по дому, — это ваша уверенность в том, что это действительно нужно. Каждому возрасту — свое!
Неуверенность родителей часто проистекает из того, что они не знают, в каком возрасте какое задание будет для ребенка посильно. И этот вопрос действительно очень серьезен, ведь если поручить ребенку дело, превышающее его возможности, это может привести к тому, что...
...ребенок всеми силами будет сопротивляться выполнению этого задания, что может быть расценено родителями как лень и вызвать их недовольство и упреки в сторону малыша;
... ребенок выполнит задание так, как сможет. И, скорее всего, это будет не тот результат, который ожидаем родителями. Что также может вызвать обвинения в лени и нежелании «делать дело нормально».
И тот, и иной вариант плох, так как влияет на самооценку ребенка. Особенности самооценки дошкольника таковы, что ее подкрепляет лишь позитивный результат, т.е. несомненный успех при выполнении дела. То задание, которое не получилось выполнить, дошкольник (до 5 лет в особенности) будет стремиться избегать, чтобы снова не «проиграть». Именно поэтому для детей дошкольного возраста важны такие задания, которые будут им по силам, и выполнение их принесет ребенку удовлетворение полученным результатом.
Итак, поговорим о том, какие обязанности можно предложить детям разных возрастов.
До 2 лет
В этом возрасте рано говорить о том, чтобы поручать ребенку обязанности. Однако уже сейчас важно давать малышу небольшие задания, которые он сможет сразу выполнить. Для детей от 1 года до 1,5 лет это могут быть «одноступенчатые задания», например: «принеси мне носовой платок», «дай мне ложку». Для детей от 1,5 лет и старше можно применять «двухступенчатые» задания: «возьми футболку и отнеси ее в ванную», «возьми ложку и положи ее рядом с тарелкой».
Именно такие короткие инструкции-задания помогают детям понять, что они уже способны выполнить дело, нужное маме или другому близкому человеку. И дети этого возраста, как правило, с удовольствием такие задания выполняют. Поэтому не спешите все сделать сами. Проверьте, возможно, малыш уже способен вам помочь в выполнении пусть и простых, но необходимых действий.
Кризис трех лет
Отдельно стоит упомянуть «кризис трех лет», который начинается в период 2,5-3 лет и может длиться около полугода. Даже если до этого ваш малыш уже приучился выполнять некоторые поручения и обязанности, вам может показаться, что его характер испортился. Ведь сейчас он может решительно отказываться от помощи вам и даже делать «все наоборот».
Но дело в том, что этот период очень важен, ведь кроха познает социальные нормы и границы поведения. И познает он их, переходя границы и «провоцируя» взрослых. Поведение ребенка часто вызывающее: он, зная запреты, «проверяет», действительно ли нельзя то, что «нельзя».
Как бы малыш себя ни вел, старайтесь четко демонстрировать ребенку существующие правила и стараться добиться исполнения уже привычных обязанностей, которые должны быть неизменны и не зависят ни от вашего настроения, ни от негативного поведения ребенка.
От 2 до 3,5 лет
В этом возрасте у ребенка могут появиться собственные небольшие, но постоянные обязанности. Малыш вполне способен повесить в отведенное место собственную одежду; аккуратно поставить обувь, придя с улицы; поставить свою тарелку в мойку (если тарелка пластиковая, а мойка находится не слишком высоко).
Также в этом возрасте дети очень интересуются хозяйственными повседневными делами, будь то мытье посуды, мытье и подметание полов, участие в приготовлении пищи и мелком ремонте и т.п. Они стремятся помочь в этом взрослым и очень гордятся тем, что им разрешают это сделать. Конечно, о настоящей помощи в таких «серьезных» делах говорить пока не приходится, но, тем не менее, нужно позволить малышу попробовать свои силы и обязательно похвалить за то, что он стремится помочь.
От 3,5 до 5 лет
Познание ребенком норм поведения и ответственности продолжается. В этом возрасте у малыша могут появиться новые зоны обязанностей: он может (и уже должен) убирать свои игрушки перед сном, заправлять свою кровать. Также дети могут выполнять простые действия по уходу за домашними животными (наливать в миску воду или насыпать корм), помогать накрывать на стол перед семейным обедом.
В этом возрасте часть ухода, который был на плечах взрослого, должен перейти к ребенку. Теперь ему можно доверить открыть и закрыть воду, чтобы он сам помыл руки, не контролируя этот процесс. Малыш должен нести ответственность за свои игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»). Можно не просто убираться, а укладывать игрушки спать, а машинки ставить в гараж.
Большим помощником в освоении полезных обязанностей является детский сад. Там за детьми закрепляются ежедневные обязанности, которые они должны выполнять. Важно то, что воспитатели и няни уверены в том, что дети должны выполнить эти обязанности, и требуют этого от детей. Поэтому в саду малыши зачастую «слушаются» лучше, чем дома, если родители не проявляют такой уверенности и не слишком последовательны.
Если ребенок не посещает сад, ему особенно необходимо, чтобы у него были собственные повседневные обязанности. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, это может привести к тому, что ребенок привыкнет быть ведомым, и необходимая самостоятельность не разовьется.
Важной особенностью данного возрастного периода является то, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Это можно проиллюстрировать на примере.
Рома, 4,5 года, придумал собственную систему хранения машин, в которой была игровая логика, понятная малышу, но неясная для мамы. Поэтому мама, иногда ругаясь, иногда вздыхая, каждый вечер переделывала работу сына. Сначала Рома пытался объяснить, потом протестовал, а потом смирился... просто перестав убирать за собой игрушки. Очевидно, что после правильного поведения (уборки игрушек) для Ромы наступали негативные последствия (мама ругалась и переделывала). Чувство ответственности за свои вещи угасло, и Рома теперь сразу предпочитает перепоручить уборку маме, которая
искренне не понимает, почему сын не желает выполнять ее требования.
От 5 до 7 лет
Ребенок в этом возрасте должен иметь собственные «зоны ответственности связанные с личными вещами и игрушками, сохранением достойного внешнего вида, понимание важности бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, начальными представлениями о собственной ответственности за здоровье. Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении.
Ребенок должен иметь собственные закрепившиеся зоны обязанностей, которые выполняет только он, и невыполнение которых влияет на него самого, его близких, а также домашних любимцев. Ребенку этого возраста уже понятно значение ответственного поведения, и совестливость детей достаточно высока, чтобы понимать собственные ошибки и недочеты.
Добавлено (04.01.2010, 21:54)
---------------------------------------------
Как научить ребенка помогать?
Малыш стремится помочь по хозяйству, а мама в ответ: «Не мешай! Иди поиграй». Не лучше ли научить ребенка быть нужным?
Наши ошибки
Как часто слышишь от дедушек и бабушек гневные замечания о том, что мальчик (или девочка) еще не подрос, а родители уже позволяют ему самостоятельно заправлять постель или мыть за собой чашку.
Как часто мы сами запрещаем малышу выполнить несложную работу, даже несмотря на его горячее желание помочь родителям. Порой дело доходит до скандала. Понятно, что маме проще и быстрее все сделать самой, но чего же мы тогда хотим от подросшего ребенка, когда вместо радости от помощи у него в душе остается только горечь обиды, ведь он-то хотел как лучше...
Вопросы без ответов
Еще и прогресс не стоит на месте, соблазняя молодых и нетерпеливых родителей всевозможными пластиковыми чудо-игрушками: плиты с подсветкой, издающие звуки готовящейся пищи, стиральные машины, гладильные доски, утюги с розетками, весы, продукты, похожие на самые настоящие... Самим в такое поиграть интересно. И все бы хорошо, но где же познание мира, на которое дано не так уж много времени?
Весь этот яркий синтетический мир хорош и даже очень, но для тех мест, где уследить за маленькими экспериментаторами просто нет физической возможности: в детском саду, в игровой комнате, в интернате, во дворе. Но дома такие игрушки, как правило, способны увлечь малыша лишь на короткое время. К тому же они не дают никаких практических умений и, честно говоря, ничему не учат.
Ведь если разобраться, игрушечные шипящие сосиски не могут разогреться или недовариться. Тогда как узнать, как их готовить?
Белье не может быть испорчено перегретым игрушечным утюгом. Тогда как догадаться, какая отметка соответствует нужному типу ткани?
Пластмассовой отверткой не завинтить ни единого шурупа, а пластиковой пилой можно распилить разве что песочные постройки. Тогда как это делает папа?
Может, предоставим ребенку возможность через игру познавать мир? Вместе с нами - взрослыми.
Проверенные методы
Если призадуматься на секундочку, то все, что так активно пытается навязать нам современная индустрия детских товаров, есть и у нас дома. Стоит только слегка адаптировать предметы для своего ребенка и уделить ему немного времени и внимания. Сами не заметите, как из неумелого малыша «вылупится» хороший помощник по хозяйству, способный существенно облегчить ваши повседневные хлопоты.
План действий
1. Не стоит покупать игрушечный пылесос. Да, он «почти как настоящий» (но стоит недешево). А ведь дома есть современный агрегат, настолько легкий и удобный в применении, что и ребенок с ним справится без проблем.
2. Обойдемся без игрушечной раковины. Конечно, немного сырости на кухне и много пены в настоящей раковине - это неотъемлемые спутники начинающих хозяек. Да только лишняя бутылка средства для мытья посуды все равно стоит гораздо дешевле игрушечного кухонного уголка.
3. Осваиваем настоящий утюг. Сложно поверить, что у кого-то нет дома этого бытового прибора. Конечно, не стоит начинать обучение глажению с маминых гипюровых кофточек или лучших папиных брюк, но вот носовые платочки или косыночки вполне подойдут для первого знакомства с утюгом.
4. Стирать так стирать! Стоит ли говорить про то блаженное чувство, которое испытывает ребенок, когда что-то путное сделает сам? Что может быть проще, чем запихнуть белье в машинку-автомат и нажать нужную кнопку, а потом долго наблюдать, как крутятся твои платьица и футболки за прозрачным барабаном. Не лишайте малыша удовольствия!
5. Мастерим по-настоящему. Ремонт в квартире или на даче долго ждать не может, и уж раз мы решили, что обои пора переклеивать, а полы перестилать, то отвертка, шурупы, кисточки и клей могут стать полезными помощниками в руках маленького мастера.
6. Учимся готовить. Пожалуй, самая сложная задача. Но и здесь есть свои простенькие моменты, с которых можно начать в любом возрасте. Почистить вареные яйца, потереть морковь, размешать майонез в салате, шмякнуть в сковороду ложку теста на оладьи... А дальше все сложнее и интереснее.
Результат
- Со временем вы вдруг поймете, что давненько не гладили белье сами и уже не «стоите над душой» у ребенка, указывая, какую температуру надо выставить. - С уборкой справляетесь в два раза быстрее, чем раньше. - Цветы не поливали уже сто лет, а они вовсю цветут. - Средства для мытья посуды теперь хватает надолго. - Забыть что-то купить в магазине невозможно. Маленькие хозяева, если что, напоминают: кашу варят на молоке, а для жаркого нужно масло.
Мнение психолога
Конечно, чтобы научить ребенка хозяйничать, нужно пожертвовать свободным временем, которого всегда не хватает. Необходимо набраться терпения, с которым после суматошного рабочего дня тоже проблемы. Но результат не заставит себя ждать, приятно удивит и сохранится на долгие годы.
И уже не придется удрученно качать головой и вопрошать подросшее чадо: «В кого ты такой неумелый?!», или «Почему ты никогда не поможешь?!». Незачем будет проходить сложный и неблагодарный путь - сначала отучить, а потом снова приучить сына или дочь помогать родителям. Ведь с самого детства для ребенка хлопоты по хозяйству были интересной и приятной игрой, которая впоследствии превратилась в не менее приятное занятие - помощь родителя