Главная Развитие самостоятельности у детей - Форум Я МАМА Регистрация Вход
28.03.2024 Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: An4uta  
Форум Я МАМА » Я мама » Воспитание » Развитие самостоятельности у детей
Развитие самостоятельности у детей
An4utaДата: Четверг, 20.08.2009, 18:22 | Сообщение # 1
Консультант форума
Группа: Гл. Модераторы
Сообщений: 1939

За 2000 сообщений
Статус: Offline






Страна: Украина
Город: Ирпень
Итак, коллективные игры...

Родители и учителя почему-то считают, что умение дружить, умение понимать и формулировать свои желания, уметь понимать и учитывать желания других, вообще - умение договариваться в коллективе - это какие-то естественные, сами собой складывающиеся навыки.

Достаточно показать детям, как играть в мяч, и дальше – они сами разберутся.

Вообще-то, так оно и было, пока дети могли расти в саморегулирующихся детских коллективах. Больших семьях, к примеру. Или, хотя бы имели возможность подолгу, без присмотра взрослых – т.е. самостоятельно – играть с другими детьми во дворе.

Теперь, когда у большинства детей такой возможности просто нет – показать как играть в мяч – недостаточно. Лично я столкнулась с тем, что даже показывать, что кроме сидения у телевизора есть еще 120 вариантов игр во дворе, 150 вариантов игр-головоломок, 200 вариантов творческих занятий – не достаточно. И даже не просто показать, а показать как: т.е., выйти во двор и собрать толпу мальчишек и девчонок на "вышибалы" – тоже недостаточно. Потому что как только я разворачиваюсь, чтобы уйти, они моментально перессориваются между собой и играть больше не могут.

Даже в нашем семейном лагере относительная стабильность и гармония между детьми достигалась больше высоким темпом смены занятий им игр, чем шла изнутри коллектива. Дружбы, по большому счету, так и не сложилось. И едва только предоставленные сами себе, дети лучше всего играли не ВМЕСТЕ, а ПРОТИВ кого-то.

Конечно, разность возрастов, интересов, да и вообще дружба за две недели – это уже высший пилотаж отношений, но тем не менее. Я уверена, что дело не только в этом.

Мне кажется, дело в том, что в сегодняшней системе ценностей «другим людям» уделяется очень мало места. Это видно даже по языку: притяжательные слова уже практически выпали из нашей речи – мы больше не говорим «сестрин букварь», мы говорим «букварь МОЕЙ сестры». Попробуйте попросить своего ребенка описать его сестру или брата, друга или подругу из школы или садика. Большинство начнет с того, что «МНЕ он очень нравится… он со МНОЙ часто играет» и так далее – я, мне, меня… Описать другого человека безотносительно к себе любимому могут очень немногие.

Во времена, когда воспитывались бабушки и дедушки сегодняшних детей, семьи еще были большими, и личного пространства в них было немного. Но, как писала моя бабушка в своих дневниках «жили бедно, но весело».

Во времена, когда воспитывались родители сегодняшних детей, очень много места в советской системе ценностей уделялось всему коллективному – детей учили не только «холить строем», учили общаться, договариваться вместе, учили дружить – все детские книжки были об этом. Сегодняшний ребенок с трудом может понять, о чем писал Крапивин. И что это за дружба такая, ради которой можно (и автор, видимо считает, что правильно!) – убежать из дома… Ради чего?

Меня один из наших мальчишек в лагере так и спросил: «Чего ради? Почему я должен делать ему скидку? Он меня младше? Меньше умеет? Ну и что? Пусть учится!»

Это у него уже с детства в голове такая философия корпоративной культуры: я конечно не против, что мы тут все вместе, так даже интереснее, но я четко понимаю, что на самом деле – каждый сам за себя».

Оно, конечно, может, и правильно. Только – не очень. Потому что самостоятельным нельзя быть в отрыве от среды обитания. Можно быть самостоятельным только относительно чего-то и кого-то. Относительно коллектива можно и нужно уметь быть самостоятельным. Только не сразу – сначала нужно научиться быть его частью. Иначе, ссоры, разлад и мяч валяется на песке, а игра не получается.

Не так давно – лет 10-15 назад – психологами проводилось исследование устойчивости моральных норм у детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте все уже знают, «что такое хорошо, и что такое плохо». Но далеко не все готовы ПОСТУПАТЬ так, как они знают, что поступать ХОРОШО. Делиться своей конфетой, например…

По итогам исследования все дети были условно разделены на три группы: 1) те, кто не делится никогда и ни при каких условиях 2) те, кто могут поделиться «дармовой» конфетой, но ждут за этот поступок одобрения окружающих. А «честно заработанной» конфетой – честно не делятся 3) те, кто делится в любом случае и не нуждается в одобрении своего поступка – это для них естественно как бы…

В ходе эксперимента было установлено, что дети первой группы практически не способны ни к какому сотрудничеству в коллективе, у детей второй группы сотрудничество проходит при постоянной конкуренции и спорах, и только дети третьей группы открыты для любых видов сотрудничества.

Этих «детей третьей группы» и в те времена было – меньшинство. Но, видимо, лет 10-15 назад у них еще был простор для маневра, и сотрудничество им действительно давалось по определению: раз человек способен различать и ценить других людей, ему легче будет с ними договориться.

Но в сегодняшнем мире что-то изменилось.

В нашем семейном лагере был такой дитенок – из «третьей группы». На одном из занятий дети

получили конфеты – ровно по числу их правильных ответов. Конфеты, таким образом, были – честно заработанными, они были - у всех, и у многих их было даже гораздо больше, чем у этого мальчика. Но он, не задумываясь, начал делиться со всеми этими своими конфетами, такой вот дитенок. Потом и другие стали угощать друг друга и родителей, но он был первым. Тот, у которого было меньше всего конфет.

И в то же время этот самый «ребенок третьей группы» оказался меньше всех способным на сотрудничество. Не было наверно за все две недели такой игры, во время которой ему не пришлось бы поплакать, и не было такого занятия, во время которого он внезапно не впадал бы в отчаяние, что у него «ничего не получается». Почему?



 
martinaДата: Четверг, 20.08.2009, 22:03 | Сообщение # 2
Консультант форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 1289

За 1300 сообщений
Статус: Offline






Страна: Италия
Город: Roma
К самостоятельности приучаю давно,приучила оставаться дома одного с 4.5 лет,хоть и не надолго!у ребенка есть свои обязанности по дому,он сам делает свои дела hands
 
Viktoriy@Дата: Четверг, 20.08.2009, 22:52 | Сообщение # 3
Незнакомка
Группа: Пользователи


Статус: Offline






Страна: Украина
Город: Цюрупинск
У меня сыночек маменькин.... ну не любит он сам играться, даже в песочнице где есть детки всегда меня зовёт, что бы я ему, что-то помогла. Я не парюсь - так значит так. Потом вырастет и не захочит моего участия в своих делах так пусть хоть сейчас во мне понуждается smile
 
МагикаДата: Пятница, 21.08.2009, 13:36 | Сообщение # 4
Сказочная Фея
Группа: Проверенные
Сообщений: 5356

За 5500 сообщений
Статус: Offline






Страна: Украина
Город: Полтава
Viktoriy@, выростет и все пройдет, я тоже так думаю)

 
An4utaДата: Четверг, 27.08.2009, 12:59 | Сообщение # 5
Консультант форума
Группа: Гл. Модераторы
Сообщений: 1939

За 2000 сообщений
Статус: Offline






Страна: Украина
Город: Ирпень
Мы уже говорили о детских коллективах и трех группах детей, по отношению к этому самому детскому коллективу:

1) те, которые ни с кем и никогда не делятся ни при каких обстоятельствах

2) те, которые готовы поделиться совей конфетой, но при условии, что этот жест будет оценен другими

3) те, которые делятся своими конфетами просто потому что им приятно это делать.

Согласно мнению профессиональных психологов, которые разработали эту «градацию» на основе множества тестов и экспериментов с группами детей, дети третьей группы – гораздо более детей из двух первых групп расположены к сотрудничеству, и им легче общаться со сверстниками в коллективе.

Однако наш совместный опыт в семейном лагере «Счастливый дитенок» этим летом поставил под сомнение эти выводы. Единственный мальчик, которого можно было причислить к третьей группе, имел самые большие проблемы с общением в коллективе.

Почему такое произошло? Неужели в современном обществе дети третьей группы остались в таком меньшинстве, что им, готовым поделиться с каждым своим последним куском, в более агрессивном окружении их способность идет только во вред?

Не хотелось бы в это верить. Мне кажется, способность замечать других, их успехи, их желания, делиться с ними конфетами и помогать им выполнять задания старших – это только одна грань отношений ребенка и мира. Другой гранью обязательно должно являться осознание себя, своих желаний и целей, и умение соотносить их с желаниями и целями других участников коллектива. А вот этого не умеет почти никто…

Другой тест, который мы в игровой форме проходили в нашем семейном лагере, показал, что практически у всех детей в заезде – завышенная самооценка. Детям предлагалось изобразить себя на лестнице из 10 ступенек, на самом верху которой живут «самые лучшие дети на свете», а на последних ступеньках – «самые плохие». По мнению разработчиков этого тесте нижние три ступеньки – если ребенок изображает себя там - это сигнал родителям и воспитателям о исключительно заниженной самооценке. А верхние три ступеньки – такой же сигнал к самооценке неоправданно завышенной.

Почти все дети изобразили себя на этих трех самых высоких ступеньках, включая и мальчика, условно отнесенного нами к третьей группе! О чем это говорит?

Как в раз в младшем школьном возрасте или в возрасте самых старших дошколят формируется новое понимание себя в окружающем мире для ребенка. Если с рождения любой дитенок уверен, что мир крутиться вокруг него и вообще лично для него создан и придуман, то к возрасту 6-8 лет приходит постепенно понимание того, что на свете существуют еще и другеи люди, и что самое обидное – другие дети, которые считают так же: «весь мир создан для меня!»

Помочь пережить этот кризис – начала прощания с беззаботным детством – первая задача родителей, учителей и всех неравнодушных старших, кто оказывается рядом. Потому что человек – существо социальное – и гармоничное ощущения себя в мире других людей является залогом его будущего личного счастья. А что делаем мы? Нанимаем репетиторов, покупаем развивающие пособия – «готовимся к школе» - а про самое главное забываем: а как дитенок будет себя в этой школе чувствовать? Если он даже друзей во дворе не имеет, и играть с ними не умеет?

Мне кажется, что в те далекие советские времена, когда воспитывались сегодняшние мамы и папы, и основная ставка в воспитании делалась на коллективизм, более частым явление и психологической проблемой у детей была заниженная самооценка. Но сегодня, в мире, где на каждом углу кричит только Я, МНЕ, МОЕ – завышенная самооценка ничуть не меньшая проблема.

Приглядитесь к своему дитенку. Не дома, когда он наедине с вами, своими близкими, а где-нибудь на людях. Вообще, наблюдая свое дите в коллективе – не просто отдав сад, в школу или в лагерь на отдых, а именно оставаясь сторонним наблюдателем за действиями своего чада в коллективе ему подобных, узнаешь очень многое. Дома просто невидимое. А потом – придя домой - попробуйте попросить своего ребенка описать его сестру или брата, друга или подругу из школы или садика. Пусть ваш дитенок говорит все, что приходит ему в голову. А вы проанализируете, какие у него преобладают выражения.

Сразу скажу, что все детские высказывания можно разделить на два вида. Первый вид —

«качественные характеристики другого». Эти характеристики могли носить положительный или отрицательный характер, быть внешними или внутренними, но субъектом высказываний был другой ребенок. Например: «У Наташи красные туфельки. У нее длинные косички. Она не любит спать днем. Она медленнее всех кушает. Она хорошо поет». И т.п.

Субъектом второго вида высказываний был сам говорящий. В этом случае рассказ про ту же Наташу звучал совершенно по-другому: «Она со мной любит играть. Она меня любит. Она добрая, и я тоже очень добрая. Мы обе очень добрые». Сможете сами разделить эти два типа высказываний между детьми 1,2 и 3 группы? Вот и делайте выводы…



 
МагикаДата: Суббота, 29.08.2009, 14:48 | Сообщение # 6
Сказочная Фея
Группа: Проверенные
Сообщений: 5356

За 5500 сообщений
Статус: Offline






Страна: Украина
Город: Полтава
я пытаюсь приучать к самостоятельности, но посмотрим что будет дальше

 
ВенераДата: Среда, 21.10.2009, 18:53 | Сообщение # 7
Богиня фантазии
Группа: Проверенные
Сообщений: 1936

За 2000 сообщений
Статус: Offline






Страна: Российская Федерация
Город: Голубицкая
ой, когда жила в квартире не боялась оставить свою, выбегала по быстрому в магаз. Ща же боюсь так как далеко находиться центр, вблизи ничего нет. Страшновато.
А вообще у меня дочка самостоятельная, я ее научила некоторым вещам: сама разогреет в микроволновке еду, достанет из холодильника что ей нужно, играет самостоятельно, но иногда и требует внимания, без чего я ее оставить не могу...
Люблю свою дочечку, с ума по ней с хожу. Иногда думаю, нельзя так любить сильно, но ничего с собой поделать не могу.





Сообщение отредактировал жаннета - Среда, 21.10.2009, 19:07
 
KristinaДата: Среда, 21.10.2009, 19:49 | Сообщение # 8
Таинственная леди
Группа: Гл. Модераторы
Сообщений: 5300

За 5500 сообщений
Статус: Offline






Страна: Украина
Город: Киев
Мы тоже в некотором роде проявляем самостоятельность :D , несем выбрасываь свой памперс, если сделали лужу то сами идем за тряпкой и вытираем пол, сама любит кушать, иногда складывает игрушки свои :)
Вот так мы проявляем свою самостоятельность


Маникюр... Педикюр... Макияж... Эпиляция... Эхххх... А в детстве - завяжешь бантик и красавица... :)
 
ВенераДата: Среда, 21.10.2009, 21:04 | Сообщение # 9
Богиня фантазии
Группа: Проверенные
Сообщений: 1936

За 2000 сообщений
Статус: Offline






Страна: Российская Федерация
Город: Голубицкая
Kristina, правильно молодечики вы....у нас тоже как что прольет, не смотрит что берет и пол давай вытирать, но что самое интересное достает из корзины с бельем.. unsure


 
yamamaДата: Четверг, 22.10.2009, 01:13 | Сообщение # 10
Счастье цвета Незабудки
Группа: Администраторы
Сообщений: 10533

За 11000 сообщений
Статус: Offline






Страна:
Город:
и мы тоже вытираем за собой и еще мусор с пола собираем,говорим кака и несем в мусорку..... clean

Кто берёт — наполняет ладони, кто отдает — наполняет сердце…
Kаждый счастлив настолько, насколько решил им быть.


 
Форум Я МАМА » Я мама » Воспитание » Развитие самостоятельности у детей
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Последние сообщения Самые активные форумчане Самая высокая репутация Последние зарегистрированные
  • лечение бесплодия (9)

  • Вторые роды (12)

  • Список в роддом (3)

  • ландшафтный дизайнер в Киеве (0)

  • Одежда Рейма, Лесси, Керри - все о ней (4)

  • yamama(10533)
    Магика(5356)
    Kristina(5300)
    КоролеваЯ(3673)
    Юляшка-ромашка(3542)
    Оленка_XXX(3484)
    crazy_fox(2351)
    An4uta(1939)
    Венера(1936)
    Карамелька(1661)
    yamama (135)
    Оленка_XXX (108)
    КоролеваЯ (98)
    Kristina (85)
    Юляшка-ромашка (82)
    Карамелька (82)
    An4uta (73)
    crazy_fox (62)
    martina (62)
    Венера (61)
    beequeensamantha (24.02.2024)
    ninokids (11.01.2024)
    artemovanat001 (20.10.2023)
    wintips123 (08.08.2023)
    skur79ga24d (14.09.2022)
    svetaorel010585 (13.08.2022)
    ariel254444 (21.02.2022)
    do999al (30.01.2022)
    cdec951 (30.01.2022)
    matv108li (30.01.2022)

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz