Обучение через игру 13-18 месяцев - Воспитание и развитие - Наш малыш - Каталог статей - Сайт для молодых мам Я МАМА
Главная Каталог статей Регистрация Вход
09.12.2016 Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Меню статей

Новые статьи
[28.01.2013][Зачатие]
Беременность, резус-конфликт, иммуноглобулин. (1)
[28.01.2013][Зачатие]
Как влияет резус-фактор на будущего ребенка (1)
[28.01.2013][Бесплодие]
Средства народной медицины при бесплодии (1)
[28.01.2013][Планирование]
Пол ребенка по заказу (2)
[28.01.2013][Планирование]
Календарь прививок при подготовке к беременности (1)
[27.01.2013][Здоровье]
Что такое психотерапия (1)
[27.01.2013][Здоровье]
Перелом шейного отдела позвоночника (1)
[27.01.2013][Здоровье]
Переломы позвоночника (0)
[27.01.2013][Здоровье]
Переломы таза (1)
[27.01.2013][Здоровье]
Фруктовые и овощные соки для здоровья (1)

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 147

Главная » Статьи » Наш малыш » Воспитание и развитие

Обучение через игру 13-18 месяцев
Как развивать органы чувств ребёнка и его движения
Учимся слушать и слышать&l

1. Найдите или склейте из картона или плотной бумаги трубку длиной 15-20 сантиметров и диаметром 4-5 сантиметров. С одного конца заклейте трубку картонным или бумажным же кружком.

Возьмите мелкие вещицы, которые можно легко опустить в трубку: пуговицы, бусины, монетки; пригодятся и фасолины, и горошины. Бросая все это в трубку, обратите внимание малыша на то, что звуки получаются разные - пусть прислушается.

Позвольте и ему самому что-нибудь бросить в трубку. (Осторожно! Как бы он не потащил пуговицу в рот!) Кстати, это хорошее упражнение для координации движений руки и глаза.

Постучите трубкой по столу, по подушке, по руке. Слышишь, звучит вот так? А теперь - совсем по-другому.

Если сделать несколько трубок разного размера, можно легко убедиться, что зву-ки в них будут разные.
2. Поговорите с ребенком через полую трубку (естественно, открытую с двух концов); можно просто свернуть трубочкой лист бумаги, газету, журнал. Теперь он тоже скажет что-нибудь вам в ответ. Какие разные у нас голоса!

Меняйте свой голос; пусть и малыш попробует вам подражать.
3. На прогулке вам вряд ли попадется грот. Но вот на земле лежит широкая бетонная труба; если можно без опаски залезть в нее, можно услышать хорошее эхо. Поиграйте голосами и звуками!
4. Небольшие круглые коробочки наполните вещицами, которые издавали бы, если коробочки потрясти, разные звуки. Сначала малыш, подражая вам, научится просто размахивать коробочкой, зажав ее в ладошку. Постепенно с вашей помощью он начнет улавливать различие в звучании двух коробочек.
5. Запишите на магнитофон голоса взрослых, обращающихся к малышу. Затем прокрутите пленку и проверьте, может ли ребенок показать, кто с ним говорил. Мама? Папа? Бабушка?

Двигаемся под музыку

1. Звучит живая, веселая музыка. Покажите малышу, как вы под нее двигаетесь: покачивайтесь из стороны в сторону, разводите и сводите руки, делайте мелкие шажки. Пригласите его присоединиться к вам; при этом держите его за руки - так он лучше почувствует движение.

А теперь дайте ему подвигаться на свой лад - и подражайте тем движениям, которые он делает.
2. А теперь - спокойная, медленная музыка. Покружитесь неспешно, поводя руками.
3. Пусть малыш слышит знакомую музыку, когда он один. Он будет вспоминать и повторять ваши движения и экспериментировать с собственными.

Когда в доме соберутся несколько детей, поставьте их в пары, покажите, как держаться за руки и вместе танцевать.

Попросите членов семьи выбрать каждого "свою музыку" и танцевать с ребенком по-своему. Папе больше нравится, скажем, танцевать с малышом, сидящим у него на плечах; его могут привлекать более энергичные движения.
4. Вспомните, что есть ударные инструменты, такие, как тамбурин или барабан. Они помогут вам развить у ребенка чувство ритма. Вместе с тем они позволяют и вам, и малышу ярко выразить свои чувства.
5. Музыка есть и в стихах. Читая стихи малышу, сопровождайте их движениями, которые соответствовали бы той или иной фразе. А может ли ребенок сам начать такое движение? Выдумывайте новые движения с тем, чтобы ребенок их повторял. А вы повторяйте движения ребенка.

На ощупь

1. Дома или на улице знакомьте ребенка с материалами, имеющими различную поверхность: гладкую, шероховатую, мягкую, шершавую. Пусть он пощупает половичок, обивку мебели, гладкий стол, шероховатую кору дерева. Где бы вы ни были, выискивайте новые материалы, которые он мог бы пощупать. Предложите малышу найти два материала с одинаковой поверхностью.
2. Оберните одну ручку ребенка, скажем, махровым полотенцем, другую - гладкой простынкой. Посмейтесь вместе с ним, если ему будет смешно.
3. Обтяните несколько жестяных банок разными материалами: искусственным мехом, бархатом, сатином. Можно поступить так же с полиэтиленовыми кубиками. Ребенок сможет обхватывать их, поглаживать, сжимать, ставить друг на друга, а потом сбивать получившуюся башню. Говорите с ним о том, каковы эти игрушки на ощупь.
4. Положите в мешочек разные мелочи; видеть их малыш не может, только ощупывать. Помогите ему передать ощущение щекочущих перышек, мягкой фланели, пушистого меха, грубой наждачной бумаги (царапается!) или кусочка коры.
5. Поиграть можно и со скользким или вязким: вылейте на поднос несколько ложек кефира, выдавите из тюбика немного зубной пасты. Для разнообразия впечатлений добавьте песок, кукурузные хлопья или рисовые зерна. Скорее всего, малыш перемажется, но ему будет весело, а вы не станете сердиться. Если ребенок склонен все тащить в рот, придется использовать только съедобное.

Узнаём по запаху

1. Возьмите баночки и флаконы с различным содержимым - это может быть ванилин или духи, шампунь или любое другое безопасное вещество с сильным запахом. Пусть ребенок откроет то, что вы дадите, поднесет к носу и понюхает. Поговорите с ним о запахах: о тех, которые ему нравятся, и о тех, которые не нравятся. Возможно, вам придется показать ему, как надо нюхать, чтобы он попробовал это повторить.
2. В одинаковые баночки из-под детского питания положите что-нибудь пахучее: в одну - лепестки шиповника, в другую - хвою (слегка раздавите ее), в третью - полынь, в четвертую - молотый кофе... Пусть он все это понюхает, а потом устройте игру: малыш, закрыв глаза, нюхает две разные баночки и отвечает вам, одинаково они пахнут или нет.
3. Пусть он видит, как вы нюхаете его только что вымытые душистым шампунем волосы, или промокшие под дождем вещи, которые вы принесли с улицы. Описывая запахи, которые вы находите приятными, делайте это слегка преувеличенно. Хорошо бы и малыш как-то высказался на этот счет.
4. Дайте ребенку понюхать продукты, которые есть у вас на кухне: лук и чеснок, корицу и уксус, яблоки и лимоны. Многие приятные воспоминания связаны у взрослого человека с запахами, которые он ощутил в раннем детстве.

Как развивать восприятие малыша и учить его точным движениям
Предметы перемещаются

1. Дайте ребенку прозрачную бутылку и покажите, как опустить в нее, например, маленькую игрушку. Горлышко должно быть настолько мало, чтобы ребенок, если он захочет достать игрушку, не мог просунуть внутрь руку. Покажите ему, что надо перевернуть бутылку, и игрушка сама вывалится. Пусть он попробует сам проделать это. Если необходимо, покажите все еще раз, направляйте его руку. В бутылку стоит опускать то, что ребенку хотелось бы достать.
2. А теперь непрозрачный сосуд. Загляните в него, скажите: "Посмотри-ка, что я вижу!" и дайте заглянуть внутрь и ребенку. Пусть попробует достать то, что там лежит. Берите емкости разного объема (пластиковые флаконы из-под шампуня, пустые пузырьки от лекарств) и кладите в них различные предметы и вещества, которые ребенок пытался бы извлечь (изюм, песок, камешки, пуговицы). Дайте ребенку самому опускать предметы в емкость, потом выуживать их оттуда.
3. Когда вы купаете малыша, дайте ему возможность выливать воду из какой-нибудь емкости в ванночку.
4. Что будет, если с одной высоты уронить на пол мяч и воздушный шар? Ребенку будет интересно наблюдать за быстрым и медленным движением предметов, имеющих одинаковую форму. Превратите это в игру: угадай, какой из предметов упадет первым?
5. Познакомьте своего малыша с заводными игрушками. Покажите и объясните, что вы делаете и что происходит с игрушкой: "Я завожу зайчика. Теперь зайчик прыгает. Ну, зайчик, прыгай!" Сначала ребенок следит за вашими действиями и движениями игрушки. Потом пусть попробует сам завести игрушку.

Один за другим

1. Поставьте перед ребенком пластиковое ведерко (миску, коробку). Рядом положите пригоршню мелких предметов. Скажите: "Положи их все туда. Сначала один, потом другой и еще один". Так он познакомится со словами "все" и "другой", хотя еще не будет их понимать. Покажите ему, как положить внутрь все предметы, как их оттуда достать и снова положить внутрь, придерживаясь принципа - по одному. Постарайтесь превратить это занятие в игру; можно, скажем, опускать предметы с разной высоты.
2. В прозрачную пластиковую емкость (используйте пластиковые бутылки из-под сока, воды, банки из-под кофе, вырезав в них небольшое отверстие) малыш опускает один за другим ярко окрашенные мелкие предметы (детали пластмассовых конструкторов, бусинки, фишки от детских игр, прищепки для белья, игрушечных животных). Пусть он потрясет эту емкость, чтобы послушать, какие звуки издают разные предметы и как они колотятся о стенки.
3. А длинные предметы (ложка, бусы, нанизанные на нитку, карандаш) нужно научиться опускать в бутылки с узким горлышком.
4. Видоизменяйте задание, беря две емкости, чтобы ребенок поочередно клал имеющиеся предметы то в одну, то в другую. Покажите, как это сделать. Поясняйте: "Вот у нас два кувшина, которые надо наполнить. Можно положить несколько предметов в один, а несколько - в другой". Пока не следует ставить задачу, чтобы ребенок различал предметы или их систематизировал.
5. Указанные выше задания помогают ребенку научиться класть предметы точно в конкретное место. Когда ваш ребенок научится выполнять некоторые, если не все из этих заданий, он будет готов к тому, чтобы начать класть предметы в определенные места. Начните с очень простой доски с одной вырезанной формой - кругом. Сделайте такую доску сами из гофрированного картона и покажите ребенку, как вставить кусочек в углубление. Если вы предпочитаете готовые игрушки, купите простую доску с вырезанными формами в игрушечном магазине. На глазах ребенка выньте круг и дайте малышу. Прежде чем давать какие-либо указания, посмотрите, не положит ли он его рядом с углублением или прямо в него. Хвалите ребенка за попытки самостоятельно выполнить задание и в случае необходимости предлагайте ему помощь или покажите все еще раз.

По размеру

1. Дайте ребенку три разные емкости, которые вставлялись бы одна в другую (как матрешки) или надевались бы одна на другую. Начните с емкостей с круглым сечением, потом переходите к таким, у которых сечение прямоугольное. Пусть ребенок сначала рассмотрит их, поиграет с ними, затем покажите, как их вставить одна в другую. Протягивайте их ребенку по одной в нужном порядке до тех пор, пока он не поймет, чего вы от него хотите. Затем просто положите две емкости перед ним - он сам должен попробовать вставить одну в другую. Если он попытается вставить большую в меньшую, скажите ему: "Нет, так не получится. Попробуй иначе". Если необходимо, снова покажите, как поступать, - и руководите действиями ребенка, пока он выполняет ваше задание. Дайте ребенку попробовать сделать неправильно и обнаружить, что так ничего не получается. Методом проб и ошибок малыш научится действовать вторым способом, если первый не приносит успеха. Когда ребенок научится управляться с двумя емкостями, дайте ему все три сразу.
2. А теперь возьмите самые разнообразные емкости, чтобы у ребенка расширился опыт выполнения задания. Используйте жестянки, чашки, миски, коробки, пластиковые контейнеры, вставляющиеся одна в другую детские формочки. Это могут быть три цветочных горшка или три корзины для использованных бумаг. Привлечение предметов домашнего обихода способствует тому, чтобы ребенок играл самостоятельно.
3. Попробуйте взять большую картонную коробку, коробку поменьше (скажем, из-под обуви) и какую-нибудь совсем маленькую. Чтобы было интереснее, оберните коробки цветной бумагой. Ребенок развернет коробки, а затем вставит их одна в другую.
4. Многие вставляющиеся друг в друга игрушки можно купить. Скооперируйтесь с родителями других малышей и меняйтесь игрушками, чтобы каждый ребенок имел возможность получить как можно больший опыт.
5. Подчеркивайте размер игрушек, когда играете с ребенком. Вот большой мяч для пляжа. Вот маленький резиновый мячик. Попросите ребенка сначала взять большой мяч, потом - маленький.

Бросайте, ударяйте об пол или поддавайте ногой мячи, продолжая говорить об их размерах.

Найдите две картонные коробки - такие, чтобы в одной помещался только маленький мяч, а в другой - большой. Вкладывайте маленький мяч в маленькую коробку, а большой - в большую. Вот и игра. Если ребенок пытается вложить большой мяч в маленькую коробку, дайте возможность ему попробовать, затем констатируйте: "Не влезает!" Повторяйте игру снова и снова, пока ребенок не начнет правильно укладывать мяч в коробки.

Поставить на

1. Понимает ли ваш малыш, что один предмет можно поставить (положить) на другой? Проверьте. Пусть он положит книжку на стол, подушечку на диван. Он умеет это делать? Дайте ему возможность расширить и развить это умение. Подберите несколько предметов домашнего обихода, которые можно поставить один на другой. Лучше взять такие, у которых есть плоские поверхности: упаковки от детского питания, пакеты из-под молока, кубики, жестянки, подушки, катушки ниток. Начните с больших. Покажите ребенку, как поставить их друг на друга, и подчеркните слово "на". Постройте для ребенка башню - образец, который он мог бы копировать. И сбить башню после того, как он ее построит.
2. После того как малыш получит представление, как ставить один на другой предметы, имеющие две плоские поверхности, включите в работу и такие, верх и низ которых различаются.
3. Возьмите в качестве основания башни крупный предмет - и протягивайте ребенку всё более мелкие, чтобы он ставил один на другой - сооружение будет достаточно устойчивым. Затем вы сможете дать ребенку сразу несколько предметов - и пусть он сам решает, в каком порядке будет их ставить. Возможно, он не последует вашему примеру и не начнет с крупного предмета. Ничего - он будет это делать позже, ведь сейчас он только-только учится понимать, что такое размер. Дайте ребенку самому найти путь, как построить башню, чтобы она не упала.
4. Когда малыш завершит строительство башни из нескольких предметов, предложите ему посадить наверх куклу или другую "живую" игрушку.
5. В этом возрасте ребенок способен поставить друг на друга четыре небольших кубика, прежде чем они упадут.
6. Показывайте ребенку предметы, которые вы кладете один на другой: постельное белье, газеты и журналы, тарелки в буфете. Говорите о том, что вы делаете, и всегда, когда это возможно, разрешайте ребенку вам помогать. Один из удобных поводов для этого - тот момент, когда вы выгружаете из сумки жестянки с консервами и ставите их на полки.

Познаем новое
Новые жесты

1. Покажите малышу какой-нибудь простой жест, который вы у него самого еще не наблюдали: сожмите пальцы в кулак и разожмите их, потрите ладонь о ладонь, погладьте животик малыша, похлопайте его по ножкам, сведите указательные пальцы своих рук... Вы поете малышу песенку? Сопровождайте свое пение жестами так, чтобы получилось что-то вроде игры. Детям обычно нравится, когда им таким образом поют "Ладушки" или "Жили у бабуси...". Начните с одного-двух жестов, побуждая ребенка проделывать их вместе с вами. Когда он научится этим жестам, добавляйте новые. Направляйте руки ребенка, если он не возражает; вам придется многое показывать ему и многое повторять.
2. Ищите случая, чтобы закрепить подражательное поведение ребенка. Например, когда он понарошку пьет из чашки, притворитесь, что и вы пьете из своей, сопровождая это звуками, выражающими крайнее удовольствие. Сделайте паузу, посмотрите, продолжит ли он свою игру-подражание.
3. Усложните жесты, которым вы предлагаете подражать. Меняйте выражение своего лица, перемещайте с места на место игрушки. В этом возрасте дети любят уже не только подражать звукам, которые издают животные, но и пытаются показать, как животные ходят, бегают или едят.
4. Малышу наверняка понравится, если, играя с ним, вы будете как бы объединять действие и звук. Вот вы ставите точки, стуча карандашом по листу бумаги. Оказывается, карандаш может производить очень разные звуки!
5. Может быть, малыш не захочет подражать просто жестам; ему необходимо, чтобы в игре участвовала какая-то вещь. Вам пригодится двойной набор игрушек; вы показываете ребенку простое движение с игрушкой, а он его повторяет - со своей. Постепенно вводите новые движения. Можете несколько раз ударить по барабану, а затем один за другим превратить в барабан другие предметы (прочные!), побуждая ребенка делать то же самое. Добавляйте в последовательность другие движения, например, сжать игрушку-пищалку или потянуть игрушку на веревочке.

Одинаковое и разное

1. Есть в доме вещи, с которыми ребенок постоянно имеет дело: подушки, чашки, ложки, игрушки, мячи, книжки. Выберите три предмета, два из которых совершенно одинаковы. Дайте ребенку один предмет из этих двух одинаковых. Он начнет рассматривать его, ощупывать. Пока он это делает, поговорите с малышом о свойствах предмета: какой он формы, какой у него цвет, какова на ощупь его поверхность, зачем он нужен. Затем протяните ребенку другой точно такой же предмет и скажите: "Посмотри, они одинаковые". Положив их рядом, отметьте: "Видишь, как они похожи". Или вложите их ему в левую и правую ручку и спросите: "Чувствуешь, какие они одинаковые на ощупь?"

А теперь положите перед ребенком один из этих двух предметов и оставшийся "непарный". Второй из одинаковых протяните малышу и попросите: "Покажи мне такой же, как этот". Если ребенок выберет правильно, дайте ему предмет и скажите: "Правильно, ведь они одинаковые, так?". А если выберет неправильно, дайте ему снова исследовать два одинаковых предмета и повторите все сначала.
2. Все это можно проделывать не специально, а используя любой подходящий повод: и когда малыш ест (под рукой у вас ложки и чашки), и когда вы одеваете его (тут башмачки и носочки), и когда он играет.

Сначала берите, как мы сказали, две совершенно одинаковые вещи и одну, на них совершенно не похожую; например, два ботиночка и носочек. Затем можно будет взять пару предметов, не столь явно отличающихся в глазах малыша от третьего; например, две ложки и вилку.
3. Поиграйте в такую игру: пусть и у вас, и у малыша будет по одинаковому набору небольших предметов, например, цветных кубиков. Возьмите красный кубик и попросите ребенка: "Дай мне свой такой же красный кубик". Затем пусть ребенок сам возьмет какой-то кубик, а вы подберите ему такой же. Поговорите о том, чем они похожи.
4. Сделайте карточки-картинки, которые ребенок мог бы подбирать к знакомым реальным предметам. И наоборот: пусть малыш покажет или даст вам предмет, нарисованный на карточке.
5. Соберите разные предметы (пуговицы, монетки, крышки от бутылок, небольшие кубики) и сложите их в коробку. А затем начните сортировать их на глазах у ребенка. Дайте и ему возможность выбрать из кладовой схожие предметы.

Вещи ведут себя по-разному

1. Для начала скажите: "Я на тебя подую" и слегка подуйте на щеку малыша или на его волосы. Затем скажите: "Подуй сам" и посмотрите, будет ли малыш подражать вам. Поднесите к губам листок бумаги и подуйте на него, а затем попросите малыша сделать то же самое.
2. Проделывайте это с разными предметами. Задуйте свечу, подуйте на перышко, подуйте на воду так, чтобы появилась рябь, сдуйте кусочки мелко нарезанной бумаги, подуйте на кольцо с мыльной пленкой, чтобы получился пузырь. Снова и снова показывайте малышу это действие, пусть он чувствует движение воздуха. Обязательно дайте ему возможность проделать то же, что и вы.
3. Познакомьте ребенка с игрушками, которые приводятся в действие, когда в них дуют. Покажите ему и дайте в руки свисток и дудочку. Покажите малышу бытовые предметы, "от которых дует" (фен, пылесос, вентилятор), пусть он почувствует движение воздуха и увидит его действие на разные предметы.
4. И другие действия могут повлечь за собой разные последствия. Скажем, звук от удара палочкой по барабану и по полу будет разный, а лампу можно включить и выключить.

Найти, что исчезло

1. Скажите малышу, что будете прятаться - и действительно спрячьтесь за стулом или за дверью. (Но пусть он видит, куда вы спрятались.) Возможно, когда вы играете впервые, вам сначала придется прятаться так, чтобы часть вашего тела была все же видна. Спросите: "Можешь меня найти?" Когда ребенок найдет вас, изобразите восторг: "Молодец! Ты нашел меня!"
2. Когда будете играть в следующий раз, после того, как он найдет вас, спрячьтесь в другом месте. Или закройте дверь, чтобы ему пришлось потрудиться, отыскивая вас.
3. Теперь пусть он прячется, а вы спрашиваете: "Где же Коля?" Когда Коля найдется, воскликните удивленно: "Ах вот ты где!"
4. Выйдите из комнаты с любимой игрушкой малыша и "спрячьте" ее - так, чтобы он мог это увидеть. Вернитесь и спросите: "А где твой мишка?" Если он не понимает, подскажите: "Где мишка? Может быть, он в кухне?" Возможно, вам придется проводить ребенка туда, где вы спрятали игрушку.
5. Пусть ребенок учится доставать знакомые предметы оттуда, где они обычно хранятся; например, пеленки из шкафа, мягкие игрушки из большой коробки, еду из холодильника (под вашим присмотром). Попросите его принести какую-нибудь вещь и дайте ему возможность самостоятельно найти ее. </SPAN>

Так постигается пространство
Вверх и вниз

Движения вверх и вниз (то есть перемещение в пространстве в вертикальной плоскости) помогают ребенку получить представление о том, что такое направление, сила тяжести, равновесие.

1. Покачайте ребенка, обхватив его руками. Поднимите его до уровня ваших плеч, а потом опустите на пол, приговаривая: "Сейчас ты летишь вверх, а теперь - вниз". В следующий раз спросите его: "Хочешь полететь вверх?" Дайте ребенку время ответить. Побуждайте его употреблять слова "вверх" и "вниз".
2. Пусть малыш попробует сам двигаться вверх и вниз по ступеням. Поставьте, скажем, на третью ступень одну из любимых игрушек ребенка - ему захочется достать ее. Не исключено, что понадобится ваша помощь; но прежде чем предлагать ее, подождите немного - пусть он сам сделает несколько попыток достать игрушку; при этом он самостоятельно откроет для себя новые положения тела и сообразит, в какой последовательности его движения могут привести к цели.
3. Покатаемся на лошадке? Посадите малыша на свой голеностоп или на колено. Покачивайте его, приговаривая: "По кочкам, по кочкам..." Подчеркивайте слова "вверх" и "вниз", сопровождающие соответствующие движения.
4. Когда вы готовите ребенку еду, поднимите его на руки. Дайте ему что-нибудь особенно вкусное - как бы в награду за то, что он сам попросится наверх.
5. Дайте малышу взобраться к вам на колени, держа его за руки и позволяя ему ступать по вашей ноге. Схватите ребенка в объятия, когда он успешно завершит свое восхождение.

Тяни! Толкай!

Малыш полюбит толкать перед собой игрушки на палочке и тянуть за собой игрушки на веревочке, прохаживаясь взад-вперед.

1. Дайте ребенку игрушку на веревочке. Покажите ему, как привести ее в движение, если за эту веревочку потянуть. Помогите ему сделать несколько шагов назад, натягивая веревочку.
2. А теперь покажите ему игрушку, которую с помощью палочки можно толкать (возможно, при этом она издает звуки). Пусть он попробует двигаться по-разному. Помогите ему пройти с игрушкой вперед, а потом задом наперед. Конечно, нужно достаточно места, чтобы водитель мог двигаться, не натыкаясь на предметы.
3. Хорошо, если у малыша не одна такая игрушка, а несколько. Они помогут учиться ходить, удерживать равновесие при ходьбе вперед, задом наперед, даже боком. Привязывайте веревочки к игрушкам, которые ребенку нравится толкать по полу.
4. Используйте подобные игрушки на улице на разных поверхностях: на лужайке, на тротуаре или на песчаной дорожке.
5. Если у вас дома есть кошка, привяжите к веревочке бумажный бантик. Малыш тянет за веревочку, и кошка вступает в игру! Если нет кошки, возьмите игрушечную лодочку на веревочке и гуляйте вокруг мелкого пруда, водя ее за собой туда-сюда.

Развививаем речь
Слова "еще" и "больше нет"

1. Когда вы кормите малыша, положите на тарелку еды заметно меньше, чем обычно. Он все съест, и вы спросите, хочет ли он еще. Давая ему добавку, обязательно скажите, что вы даете ему еще: "Вот еще банан". Когда ребенок съест все, скажите, что еды больше нет.
2. После того как малыш выпьет все из чашки, которую вы ему дали, скажите: "Все, больше нет". Побуждайте его произнести эти слова, задавая, скажем, вопрос: "Где твое молоко?"
3. Поиграйте с малышом в перетягивание одеяла или полотенца. Всякий раз, когда он скажет "еще", дайте ему захватить еще немного одеяла.
4. Вам помогут забавные игрушки. Вот, например, чертик, выскакивающий из коробочки. Говоря "еще", заставляйте чертика выскочить, а когда будете снова упрятывать его в коробочку, разведите руками: "Все, больше нет". Предвкушение и изумление увеличат заинтересованность ребенка в этих занятиях.
5. Учите ребенка наряду со словами "больше нет" и "еще" употреблять жесты. Раскрытая протянутая ладонь - "еще", разведенные в стороны руки - "больше нет". Эти жесты помогут ребенку постигнуть понятия и запомнить слова, связанные с движениями.
6. Когда ребенок начнет активно использовать эти слова, побуждайте его добавлять к ним другие, относящиеся к делу, например: "Еще молока" или "Печенья больше нет". Хвалите ребенка за то, что он употребляет эти слова, и пытайтесь сделать его фразу более распространенной: "Да, ты хочешь еще молока, пожалуйста".

Употреблять слова по смыслу

1. Говорите с ребенком, используя простые фразы и подчеркивая знакомые слова. Связывайте слова с действиями и с выражением лица ("Привет", "Пока", "Нет-нет"). Повторяйте имена членов семьи, названия знакомых предметов, с которыми ребенок постоянно имеет дело. Хвалите малыша за любую попытку что-то сказать, даже если вы не можете понять, что именно он сказал. Повторяйте специально для ребенка нужные слова, делайте свои высказывания все более распространенными, рассказывая ему о том, что вот сейчас происходит.
2. Список первых слов ребенка, с которыми он связывает определенный смысл, будет содержать слова, характерные для большинства детей, а также те, которые будут уникальными и свойственными только вашему ребенку. Первые слова требуют от малыша контроля над языком и губами, умения произносить определенные звуки и связывать со словами определенный смысл. Произношение ребенка может отличаться от вашего, но в конце концов ребенок приноровится к речи, которую он слышит вокруг себя. Сохраните список первых слов своего ребенка. Скорее всего, он будет включать слова: мама, папа, баба, печенье, одеяло, молоко, мяч, книжка, сок, еще, нет, вверх, свет, ночь, пока. Вспомните предметы, которые ребенок любит, и помогите ему включить слова, обозначающие их, в его активный словарь.
3. Выберите легко обыгрываемые слова, обозначающие противоположности, и попробуйте научить им ребенка. Начните со слов "вверх" и "вниз". Наблюдая за направлением взгляда и действиями ребенка, удостоверьтесь, что он понимает эти слова. А затем начните игру, поднимая ребенка вверх и опуская вниз. Если ему это понравится, спросите: "Хочешь вверх?" Скорее всего, он сначала сможет сказать не "вверх", а "в". Пытайтесь добиться от него (не вдруг), чтобы появились и звуки "рх". "Вниз" будет более трудным словом, поэтому не ожидайте от малыша сразу четкой артикуляции. Повторяйте слова "вверх" и "вниз" во время купания, когда вы укладываете малыша спать, в другие подходящие моменты.
4. Выберите для ребенка книжку с четкими и доступными для восприятия картинками. У нее должны быть тяжелые картонные страницы, которые легко переворачивать. Когда вы читаете ребенку книжку, спросите: "А где мяч? Покажи мяч". После этого спросите: "Что это?", побуждая ребенка ответить: "Мяч"; если нужно, подсказывая ему. Пусть после этого малыш возьмет свой настоящий мяч - так картинка свяжется с реальным предметом.
5. Ребенок овладевает правилами грамматики, слушая, как окружающие его люди строят предложения, комбинируя слова. Попробуйте составить отдельные слова вашего ребенка во фразы.

Чьи это вещи?

1. Научите ребенка выбирать нужный предмет из двух. Возьмите такие предметы: ботиночек ребенка, его губку, его одеяло и его чашку. Положите перед ребенком все эти предметы, а также какой-нибудь предмет из "чужих". Спросите: "Где твой ботиночек?" Если ребенок на него посмотрит, скажите: "Да, это твой ботиночек". Вложите ботиночек в руки ребенка. Продолжайте такие "уроки", чтобы научить малыша правильно брать предмет без вашей подсказки. Со временем кладите перед ребенком все большее количество предметов.
2. Когда вы раскладываете белье после стирки, покажите ребенку отдельные его стопки - вот полотенца, вот простынки... Превратите все это в игру. Берите в руки по одной вещи, и пусть малыш угадывает, в какую стопку пойдет эта вещь. Ошибитесь нарочно несколько раз, чтобы ребенок получил удовольствие от того, что поправил вас.
3. Несмотря на то, что малыш еще не готов использовать в речи личные местоимения, ему надо почаще слышать, как их употребляете вы. Пусть взрослые сядут в кружок и возьмут несколько своих вещей. Непременно добавьте к ним несколько предметов, принадлежащих ребенку, например, ботиночки, рукавички. Сложите предметы посреди круга. Возьмите одну из своих вещей и скажите: "Моя туфля". Пусть остальные сделают то же со своими вещами. Подождите немного и посмотрите, возьмет ли ребенок какую-нибудь свою вещь. Если нет, подскажите ему, что сделать, - теми жестами и словами, которым вы хотите научить его.
4. Пошлите малыша в другую комнату, чтобы он принес свои вещи, а еще и ваши. Скажите: "Пойди принеси свой свитер, чтобы мы могли выйти на улицу. Пожалуйста, найди мамины тапочки". Необходимо держать эти вещи в одном и том же месте. Посылайте ребенка за вещами только туда, откуда он может их достать без риска упасть или что-нибудь уронить.
5. В этом возрасте ребенок уже может выполнить две связанные между собой команды. Скажите: "Пожалуйста, принеси мне твою пижаму и твое одеяло", "Скажи "Спокойной ночи" папе, а потом скажи "Спокойной ночи" сестре", "Выпей свое молоко, а потом съешь свой сухарик".

Понимание команд

1. Давайте ребенку простые задания, которые он должен выполнять в самых разнообразных ситуациях. Начните с простых просьб: "Подойди сюда. Дай мне игрушку. Сядь". Если ребенок не понимает, покажите ему, что следует делать и похвалите за выполнение просьбы.
2. А теперь более сложные требования: "Брось мяч", "Надень на голову шапку", "Обними брата". Всегда хвалите ребенка, когда он все сделает правильно.
3. Как только он освоит какое-либо слово, вводите, если возможно, синоним, чтобы расширить его словарь. Используйте "опустись" помимо "сядь", "кинь" помимо "брось".
4. Обращайтесь к ребенку с просьбами; вы будете удивлены, с какой готовностью он откликнется на просьбу вам помочь. Подумайте, о чем можно попросить его, чтобы он вам помог в той или иной ситуации. Если вы печете пирог, пусть он достанет форму или яблоки из шкафа. Покажите: вам приятна его помощь.
5. Игра поможет избежать конфликтной ситуации: если малыш не хочет выполнить вашу просьбу, пусть его попросит это сделать кукла. А потом пусть она по его подсказке попросит и вас что-нибудь сделать.

Развиваем навыки общения
Больше знать о себе и о других

1. Покажите ребенку его отражение в зеркале, поговорите с ним, спросите у него: кто это там в зеркале?
2. Пусть он помашет отражению в зеркале рукой. Обратите его внимание на то, что делает он сам и что "делает" его отражение. Сидя с ним перед зеркалом, называйте части тела и показывайте на них, когда ребенок наблюдает за вами. Когда вы показываете на его руку, побудите его поднять ее, помахать ею. А вот его ножки сгибаются в коленях, вот они выпрямляются, вот он шевелит пальчиками ног. Пусть он что-нибудь съест, пока смотрится в зеркало. Дайте ему надеть смешную шляпу или парик перед зеркалом.
3. Покажите ребенку несколько фотографий, на которых члены семьи сняты поодиночке. Поиграйте в игру: как вот его зовут, кто на фотографии? А ее? Если изображенные на фотографии сейчас дома, то можно не называть их, а попросить ребенка отнести фотографию тому, кто на ней снят.
4. Сортируя и складывая вещи после стирки, разрешите ребенку помогать вам; в то же время начните его учить узнавать свои вещи и отличать их от вещей других членов семьи. Например, сложите в одну кучку носки взрослого и ребенка, пусть малыш вытащит оттуда свои носки. Если ребенок может сделать это, вложите в кучку носки еще одного члена семьи, имеющие другой размер. Начинайте всегда с очень разной одежды, а затем переходите к той, которая больше похожа по размеру или цвету.
5. Понаблюдайте за тем, узнаёт ли ребенок членов семьи среди других взрослых. Смотрит ли ребенок именно на папу, когда тот стоит в группе мужчин? Различает ли ребенок своих братьев и сестер в группе детей?

Играть вместе

1. Сядьте на пол напротив ребенка на расстоянии полутора метров от него. Подтолкните большой мягкий мяч так, чтобы он медленно покатился по направлению к малышу и тот легко мог бы его задержать.
2. Вытяните руки вперед и скажите: "Покати мне мяч". Сначала ребенок может и не захотеть отдать мяч, и вам придется легким движением вытолкнуть мяч из его рук. Заполучив мяч, выразите радость, а потом сразу же откатите его обратно к малышу, чтобы тот увидел: он не лишится мяча насовсем, если выполнит вашу просьбу.
3. Повторяйте это снова и снова - и каждый раз делайте паузу, чтобы посмотреть, покатит ли малыш мяч. Когда он сделает это сам, не поскупитесь на похвалу.
4. Возможно, вам придется учить ребенка откатывать мяч. Покажите ему, как это делается. Пусть он катит мяч в разных направлениях, бегает за ним и снова катит его.
5. Возьмите заводную игрушку. Покажите ребенку, как ее заводить; пусть она движется от него к вам и обратно.

Действовать вместе

1. Во время еды дайте ребенку несколько крекеров и скажите: "Дай мне один, пожалуйста". Протяните руку, чтобы показать, что вы хотите угощения. Когда ребенок даст вам крекер, скажите: "Спасибо". Проделайте это еще раз. Ребенок решит, что это веселая игра, и так научится употреблять слова "спасибо" и "пожалуйста" самостоятельно. Приурочьте это занятие к различным ситуациям, возникающим всегда, когда вы что-нибудь даете ему или берете у него. Просите, а не заставляйте ребенка давать вам что-либо! Если он не внял просьбе, подождите немного, а потом попробуйте попросить об этом еще раз. Когда ребенок предлагает вам взять вещь - от души похвалите его, чтобы ему захотелось поступить так снова.
2. Иногда дети с большей охотой делятся со взрослыми, прежде чем начнут делиться с братьями и сестрами или товарищами по играм. Пусть ребенок привыкает к тому, чтобы делиться, раздавая с тарелки печенье всем членам семьи. Вы сами изобразите, что вы делитесь с куклами во время чаепития.
3. Сядьте по одну сторону от ребенка, в то время как другой взрослый (старший) сядет по другую сторону. Передавайте из рук в руки игрушку. Попробуйте использовать заводную игрушку или что-либо в этом роде, за чем ребенку было бы интересно наблюдать, но что он не мог бы привести в действие самостоятельно. Вы и другой взрослый должны некоторое время поиграть с игрушкой, а потом передать другому со словами "Теперь твоя очередь". Роль ребенка заключается в том, что он "помощник", который берет игрушку и передает ее другому.
4. Важный социальный навык - знать, когда просить о помощи и как это следует делать. Специально выбирая игрушки, вы можете создать для ребенка повод обратиться к взрослому. В этом возрасте он уже не будет просто плакать, когда захочет, чтобы вы что-либо сделали, но как-то (не словами) покажет свое намерение. Поиграйте с ним, взяв, например, фонарик, который он сам не может включить. Дайте ребенку поиграть с ним после того, как вы его включили, а когда ребенок заинтересуется им, выключите его. Подождите, пока ребенок даст вам знать (жестом или как-то еще), чтобы вы снова включили его. Вознаградите похвалой такую его реакцию и произнесите те слова, которых вы ждете от ребенка в подобной ситуации, например: "Зажги" или "Хочу включить".

Категория: Воспитание и развитие | Добавил: Венера (03.02.2010)
Просмотров: 310 | Теги: помощь, речь, развитие, общение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Читать ЛС ()

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Всё для ребёнка

Друзья сайта
  • НАША КНОПОЧКА
  • ОБМЕН БАННЕРАМИ

  • Статистика

    Зарег. на сайте
    Всего: 1693
    Новых за месяц: 18
    Новых за неделю: 3
    Новых вчера: 0
    Новых сегодня: 0
    Из них
    Администраторов: 2
    Модераторов: 4
    Проверенных: 90
    Обычных юзеров: 1594
    Из них
    Парней: 913
    Девушек: 780

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Нас сегодня посетили: timbertov03011

    Copyright MyCorp © 2016
    Создать бесплатный сайт с uCoz