Главная Одаренный ребенок - Форум Я МАМА Регистрация Вход
24.04.2024 Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Kristina  
Форум Я МАМА » Я мама » Годовасики и старше » Одаренный ребенок (Все об обучении годовасиков)
Одаренный ребенок
МагикаДата: Воскресенье, 05.04.2009, 08:44 | Сообщение # 1
Сказочная Фея
Группа: Проверенные
Сообщений: 5356

За 5500 сообщений
Статус: Offline






Страна: Украина
Город: Полтава
Все, что может получиться из данного ребенка, определяется первыми шестью годами его жизни. И никто не понимает этого лучше самих детей. Именно поэтому они так спешат и инструменты предпочитают игрушкам. Ни один ребенок никогда не изобретал игрушек, чего не скажешь об инструментах. Дайте маленькому мальчику какую-нибудь палку и можете быть уверены в том, что в его руках она превратится не в клюшку для гольфа или хоккея, а в молоток или лопату. И, разумеется, чтобы попрактиковаться в употреблении нового инструмента, он или измолотит ваш новенький стол, или перекопает клумбу с цветами. Дайте маленькой девочке раковину моллюска, и она мгновенно превратится в тарелку, чашку или нечто подобное.

Маленькие дети хотят стать взрослыми, и чем скорее, тем лучше. И они правы в этом своем желании.
Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту.

И вновь я повторю классическую истину: вы можете смело учить ребенка всему, что знаете сами. Мы уже знаем, что ребенок может с легкостью, недоступной взрослому, выучить несколько языков.

Сам я в молодости приложил множество усилий к тому, чтобы овладеть французским, но сейчас не могу составить ни одного правильного французского предложения, И я не прикладывал абсолютно никаких усилий к тому, чтобы овладеть английским, но пишу на этом языке книги, которые читают миллионы людей.

Языки состоят из фактов, которые называются словами. Этих фактов в них сотни тысяч. Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. Чем старше мы становимся, тем труднее нам становится воспринимать новые факты.

Учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего. А шестимесячного легче, чем годовалого. Задайте себе вопрос - сколько стихотворений вы выучили за последний год и сейчас можете прочитать наизусть? Одно или вообще ни одного. А вспомните-ка детские стишки, которые вы учили, когда вам еще не было шести лет. Уж штук пять-то вы наверняка сможете процитировать. И стоило ли это вам каких-то трудов или бессонных ночей? Чем моложе вы были, тем легче вы запоминали новые сведения. Тем не менее большинство людей верят в то, что с возрастом мы становимся все ярче и одареннее. В данном случае они просто путают одаренность с мудростью. В этом мы, действительно, имеем преимущество перед детьми.

Да, наш институт способен внушать благоговейный трепет и детям, и их родителям. Но в этом нет ничего мистического - мы просто практики, которые хорошо делают свое дело. И если уж говорить о мистике, то подобные чувства способен внушить лишь человеческий мозг и самые одаренные его обладатели - меленькие дети.

При этом, несмотря на всю любовь, восхищение и уважение, которые мы испытываем к нашим детям, нам еще не попадался настолько мудрый двухлетний малыш, который бы ухитрился не утонуть или не выпасть из окна, оставленный без присмотра своими родителями. Понятие "мудрость" просто не применимо к детям. Они рождаются не имея ни мудрости, ни знаний.

Но с самого рождения их способность к восприятию нового растет так же стремительно, как взмывает ракета. И, подобно ракете, эта удивительная способность достигает своей высшей точки, после чего замирает. К шести годам ее рост уже фактически равен нулю.

Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего.

Чтение - это не что иное, как обучение большому количеству фактов, называемых словами, а мы уже знаем, насколько легче годовалый ребенок овладевает на слух новым языком, чем это же делает семилетний.

Но учить ребенка письменному языку даже легче, чем устному. Написанное слово всегда остается тем же самым, а вот устное слово можно произнести с акцентом, невнятно или слишком быстро.

Я уже говорил, насколько плачевны мои знания разговорного французского. Но при этом я могу читать французские газеты. Разумеется, что я не знаю всех слов и едва понимаю длинные фразы, но зато улавливаю существо дела. Но при этом, если ту же французскую газету читать мне вслух, я не смогу понять почти ничего. Это и естественно - иностранные слова легче воспринимать зрением, а не слухом.

Чтобы научить годовалого ребенка воспринимать язык на слух, необходимо соблюдение трех условий. Слова необходимо произносить громко, отчетливо и неоднократно.

Матери инстинктивно понимают это, поэтому и говорят со своими детьми громко и отчетливо, повторяя каждую фразу по несколько раз. "Иди к маме, иди к маме, иди к маме" - и ребенок наконец идет к маме.

Фактически, таким способом у ребенка развиваются слуховые анализаторы, т.е. пути, соединяющие ухо с мозгом. Этот процесс по своей природе является нейрофизиологическим. Точно таким же является процесс восприятия смысла слов с помощью зрения. Поэтому и здесь необходимо соблюдать три непременных условия. Написанное слово должно быть большим, отчетливым и его надо показывать неоднократно.

Но вот с этим-то и возникают проблемы. Откройте любую книгу или газету - и вы тут же убедитесь, что ее шрифт слишком мелок для детски неразвитых зрительных окончаний. Это имеет два существенных следствия.

В течение десяти тысяч лет мы хранили письменный язык в секрете от детей, которые являются лингвистическими гениями. Зрительные окончания наших детей развиваются много медленнее их слуховых окончаний. А ведь любые органы развиваются только в процессе использования.

Вспомните, что сенсорные окончания занимают всю заднюю часть мозга. В последней главе мы подробнее обсудим проблему важности использования органов чувств для их формирования и развития.
Годовалого ребенка научить читать легче, чем семилетнего.

Именно поэтому одна треть наших школьников в возрасте от семи до семнадцати лет так и не смогла научиться читать в школе. Они просто взялись за это слишком поздно.

Чудо состоит не в том, что они так и не научились читать, в этом состоит проблема. Чудо заключается в том, что две трети школьников все же смогли этому научиться,

Вы знаете о том, что некоторые медицинские школы предлагают своим студентам сперва подучиться читать, пройдя корректирующий курс чтения? Если это вас не пугает, то я, право, не знаю, чем вас можно испугать.

Хотя это и достаточно очевидно, но учить ребенка читать еще до того, как он пойдет в школу, надо хотя бы уже для того, чтобы он не оказался среди тех несчастных, которые там этому так и не научатся.
Годовалый ребенок легче усвоит основы знаний об окружающем мире, чем это сделает семилетний.

По тем же самым причинам, о которых мы только что говорили, для ребенка очень важно получить энциклопедические знания по самому обширному кругу предметов. Это очень поможет ему стать более образованным, когда он пойдет в школу.

Более того, это так же научит его не бояться школы, как умение плавать учит не бояться воды. В 18-й главе мы расскажем о том, как давать энциклопедические знания.
Годовалого ребенка научить математике легче, чем семилетнего.

Сделать это и легче, и быстрее по тем же самым причинам, которые мы обсуждали выше.

Знание математики очень пригодится вашему ребенку, когда он пойдет в школу. О том, как научить его этому, мы расскажем в 19-й главе.

Если вы научите своего ребенка читать, считать и дадите ему энциклопедические знания, то тем самым вы:
привьете ему любовь к математике, которую он сохранит на всю жизнь;
дадите ему преимущество в овладении разными предметами;
разовьете его способности и интеллект;
поспособствуете росту и развитию его мозга.
Ну и, наконец, вы просто сделаете его счастливым.

У детей, которым разрешают учиться в том возрасте, когда это легче всего сделать, нет времени на скуку, раздражение, разочарование, которые возникают тогда, когда им не хватает родительского внимания. Да и вообще, они ведут счастливый образ жизни. Они подобны взрослым, хотя при этом остаются детьми. Им легче завести и сохранить друзей, чем другим детям. Таких детей легко отличить ото всех остальных - они способные, уверенные в себе, вежливые и спокойные.
Годовалый ребенок легче воспринимает информацию, чем семилетний.

У вас есть любимая тема, о которой вы можете рассказать своему ребенку? Тогда - вперед, за дело! Он освоит это удивительно быстро и глубоко.

Вы любите орнитологию, историю, водные лыжи, японский язык, игру на гитаре, черепах, бег, фотографию? Тогда задумайтесь над наилучшим способом, которым вы сможете все это донести до своего ребенка. К трем годам он уже будет во всем этом разбираться и полюбит то же, что и вы. А к двадцати одному году он станет корифеем в науке или чемпионом в спорте, если только сам этого захочет.

Маленькие дети усваивают информацию со скоростью, поражающей наше воображение. Вы только дайте ему старт и отойдите в сторону.
Если вы сообщите ребенку факты, то он сам станет отыскивать те правила, которым они подчиняются.

Это именно та функция, которая содержится в каждом человеческом мозге, и убедиться в этом очень просто: вы сообщаете ребенку набор сведений, а он уже сам обнаружит законы, которым они подчиняются.

Те ошибки, которые дети совершают в грамматике, являются превосходным примером. Этот кажущийся парадокс был выявлен русским писателем Корнеем Чуковским в его книге "От двух до пяти". Трехлетний ребенок смотрит в окно и говорит: "Вот идет почтальщик". "Кто?" - переспрашиваете вы. "Почтальщик", - отвечает ребенок. Вы смотрите в окно и видите почтальона. Вам становится смешно от этой ошибки и вы говорите ребенку, что этот человек называется почтальоном. Но откуда же ребенок взял это странное слово - "почтальщик"? Он явно не мог услышать его ни от кого из взрослых. Так откуда же?

Я думал об этом двадцать пять лет и пришел к выводу, что здесь имеется лишь один вариант ответа. Трехлетний ребенок мысленно обозрел свой словарный запас и пришел к выводу, что если есть такие действия как курение, ношение, ныряние, подавание и т.д. и при добавлении к ним суффикса "-щик" образуются названия профессий, то почему должно быть иначе в случае в человеком, разносящим почту? Если есть курильщик, носильщик, ныряльщик, подавальщик, то почему не может быть почтальщик?

И ведь это огромное достижение со стороны ребенка!

Когда вы сами последний раз мысленно обозревали язык, пытаясь обнаружить в нем какие-то законы? Наверное, я не ошибусь, если скажу, что вы делали это в трехлетнем возрасте. Итак, мы говорим ребенку, что он ошибся, что это не "почтальщик", а почтальон. Да, ребенок ошибся в слове, зато верно определил правило. И он был абсолютно прав в открытом им законе грамматики. Другое дело, что русский язык не всегда следует логическим правилам. Но разве не чудо совершил наш ребенок?
Если сначала научить ребенка законам, то в результате он вряд ли сможет обнаружить подтверждающие эти законы факты.

Мы, взрослые, имеем тенденцию разделять всю информацию на два вида - конкретную и абстрактную. Под конкретной мы подразумеваем то, что понимаем и что может быть легко объяснено. Под абстрактной же мы имеем в виду то, чего мы не понимаем и что поэтому трудно или невозможно объяснить, И после этого мы настаиваем на том, что ребенка нужно учить абстракциям!

А ведь ребенок имеет поразительную способность к открытию законов, если только мы сообщим ему факты. Но ведь невозможно обнаруживать конкретные факты, если мы учим одним только правилам, которые зачастую являются абстракциями. На мой взгляд, самое удачное определение науки звучит так: "Наука - это отрасль знания, которая имеет дело с совокупностью фактов, систематизированных так, чтобы показать действия законов". Это определение является превосходным объяснением того, какого подхода к познанию придерживается ребенок. Прежде всего и без малейших усилий он усваивает колоссальное количество фактов, а затем систематизирует их, чтобы обнаружить законы, которым они подчиняются.

Получается, что для решения проблем ребенок пользуется тем же самым метолом, что и ученые. Если бы мне предложили одним словом назвать главное качество гения, то этим словом было бы "любопытство". Ученые и гении очень любопытны. То же самое можно сказать и о детях. Маленькие дети - это те же ученые. За первые три года жизни они усваивают больше фактов, чем за всю остальную жизнь.

Сотрудники нашего Института утверждали нечто подобное еще тридцать лет назад, когда большинство людей считало это глупостью. Сейчас, по-видимому, этот факт уже не вызывает возражений. И это истина, что бы об этом ни говорили!

За первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. И в этом нет ничего странного - просто дети делают то, что им нравится. Слово "познание" отнюдь не является синонимом слова "образование". Образование начинается в шесть лет, познание - с самого момента рождения. Дети - подлинные корифеи познания. Они ограничены лишь количеством того материала, который им позволяют познавать, и тем, в каком виде он им преподносится.
Первые шесть лет жизни - это время возникновения гениев.

В течение этих же шести лет происходит, в основном, формирование мозга. Рассмотрим, как изменяется размер головы.

При зачатии никакой головы еще нет, есть только одна оплодотворенная клетка. Девять месяцев спустя новорожденный младенец имеет голову размером 35 см в окружности. К двум с половиной годам размер ее увеличивается до 50 см, к двадцати одному году он составляет 55 см.

Как поразительно быстро растет мозг и как стремительно этот рост прекращается, наглядно показывают следующие цифры:
9 месяцев - 35 см
30 месяцев (2,5 года) на 21 месяц больше на 15 см больше
252 месяца (21 год) на 231 месяц больше на 5 см больше

Прежде чем ребенку исполнится шесть лет, его легко сделать гением.

И это будет величайшей удачей как для него самого, так и для его родителей. К сожалению, после шести лет сделать из ребенка гения чрезвычайно сложно. Короче говоря, значение первых шести лет жизни невозможно переоценить.


 
An4utaДата: Воскресенье, 17.05.2009, 12:22 | Сообщение # 2
Консультант форума
Группа: Гл. Модераторы
Сообщений: 1939

За 2000 сообщений
Статус: Offline






Страна: Украина
Город: Ирпень
Одаренные дети

Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, воспитателей, учителей - поддержать эти стремления ребенка.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответсвующие выводы.они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков (“перескакивания через этапы”).

Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка – важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.

Еще одна точка отсчета – память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением – коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких “вундеркиндов”. Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты.

Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.

Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.

В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей – темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.

1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко
излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики

1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. В исследовании Н.Б.Шумаковой изучались особенности развития постановки вопросов как одной из форм проявления поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет.

Исследования П.Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость. Невысокий психологический уровень подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди учителей бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Сложность состоит и в низком уровне подготовки учителей, не способных работать с одаренным ребенком, и в недостатках программ и психологических знаний у учителей.

Кроме того, оригинальность творческого мышления часто оценивается окружающими как отклонение. Одаренным детям приходится около 2/3 времени в школе проводить впустую, проявляя “интеллектуальный саботаж”. Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям.

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские
проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

(Юлия Матвеева)

Из выпуска от 11-05-2009
рассылки « Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители"»

Добавлено (17.05.2009, 13:22)
---------------------------------------------
Мой будущий гений

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал выдающимся человеком. Ну, или почти каждый. Всем замороченным на собственном чаде родителям в той или иной мере свойственно переоценивать его способности. Варить по утрам манку, в глубине души надеясь, что делают это для будущего Циолковского или Агасси. Дети реагируют на это по-разному. Для кого-то настрой родителей – кредит доверия, которым они не преминут воспользоваться и обратить на пользу себе. Для кого-то, менее развитого и целеустремленного, это тяжкое бремя, непомерно высокий долг, который невероятно трудно отдать. А как мы реагируем на обязанность вернуть долги? Ну, не очень хорошо, правда? Как понять, что твоему ребенку по силам оправдать твои ожидания?

Маленький Алдис громко плакал у кабинета детского психолога. Он знал, что ходить к психологу не страшно. Знал, что бодрая тетя за дверью – не доктор, который будет делать ему болезненные уколы. Что предстоит раскладывать забавные картинки, отвечать на вопросы, играть… Это был не первый психолог в жизни шестилетнего Алдиса… И все-таки он плакал. Просто потому что устал! С трех лет быть постоянно занятым то английским, то плаванием, то рисованием, занятиями в развивающих студиях и кружках – шутка ли? Если бы то, о чем плакал маленький Алдис, можно было перевести на язык взрослых, это звучало бы примерно так: «Для чего я живу? Кто я? Будет ли предел жизни, в которой я делаю все по указке других?»…

Мама Алдиса, как и все сверхразвитые молодые мамаши, настаивающие на своем европейском уровне мышления, этого не понимала. Она была уверена, что делает для ребенка благо, воспитывает будущего гения, и никак не могла взять в толк, почему год назад у сына появился нервный тик и никак, вопреки стараниям психологов и педагогов, не хочет исчезать? Поэтому Алдис и плакал у кабинета психолога…

Мама Алдиса в своих непомерно высоких ожиданиях относительно своего ребенка совершенно не одинока. Более того, психологи отмечают, что сейчас среди образованных, но слегка придавленных кризисом людей поколения 30+ растет и будет расти невротизм, направленный на собственных детей. Родители уверены, что только хорошее образование и развитие многочисленных навыков и способностей поможет их детям выжить в будущем (с чем трудно поспорить). И делают все, чтобы это дать и развить. Но… с перебором! А дети, нагруженные до предела, срываются. Погружая родителей еще глубже в пучину сверхценных идей.

Чтобы этого не случилось, нужно все-таки несколько снизить планку требований к своему чаду. Помнить, что дети даны нам не для удовлетворения собственных амбиций, а для общей (с ребенком) радости бытия. А какая радость у того, кто живет в вечном страхе не справиться, не оправдать? Отсюда и неврозы, капризы, болезни, снижение успеваемости в школе. Другое – нужно здраво относиться к природным данным собственного ребенка. Посмотреть вокруг и подумать – если в этом мире лишь единицы достигают вершин признания и высокого места в иерархии, а другие вполне достойно располагаются на ступеньках пониже, почему мой ребенок обязан оказаться именно на вершине? А что если судьба уготовила ему обычную, просто счастливую, но обычную жизнь? Если на такой вопрос, вы восклицаете: «Нет!», у вас серьезные проблемы, за которые, увы, придется заплатить ребенку. Нервные срывы – это лишь то малое, что происходит с детьми таких родителей. Да и примеры, что называется, налицо. Бритни Спирс, сестрички Олсон, Ксюша Собчак… открыв список известных личностей, живущих под гнетом непомерных ожиданий своих родителей, его можно продолжать бесконечно. Раннее взросление, неадекватное поведение, кризисы, неустроенная личная жизнь – список последствий тоже довольно большой. Чтобы ваш ребенок не пополнил ряды известных, но не очень счастливых, задумайтесь, есть ли у него вообще способности быть наверху?

Адаптивность.

Кроме безусловных природных данных, к которым относится внешняя привлекательность, физическая развитость, ловкость, острота мышления, хорошая обучаемость, для успеха и выживания в мире высоких скоростей необходимо такое качество как адаптивность. Оно отвечает за то, насколько быстро и успешно, без эмоционального напряжения и энергопотерь ребенок способен вливаться в новую для себя среду, находить в ней место и занятия, чувствовать себя хорошо. Понаблюдайте за тем, как ваш малыш реагирует на незнакомых детей, как ведет себя в незнакомой среде. Чем младше ребенок, тем более нормально то, что, попав в незнакомое место или в компанию других детей, он поначалу немного смущается, теряется, но, освоившись, начинает вести себя, как ни в чем не бывало. Не норма – если прошло время, ребенка познакомили с окружением, успокоили, дали возможность вести себя так, как он хочет, а он все еще выглядит потерянным, скованным, зажатым… Также должно насторожить, если ребенок в принципе не видит разницы, между знакомой и незнакомой средой, чужими и своими вещами, взрослыми (у которых свои дела) и детьми, с которыми он может играть. Излишняя раскованность такой же показатель плохой адаптивности, как и скованность, потому что за обоими типами поведения стоит невозможность адекватно воспринимать окружающий мир.

Чтобы повысить адаптивность ребенка, нужно постепенно расширять границы нового, ни в коем случае не «выбрасывать» ребенка одного в незнакомую среду, воспитывать его в духе дружественного отношения к миру. Отказаться от внутреннего требования «мой ребенок должен везде вести себя лучшим образом».

Рефлексия.

Рефлексия – психологическое понятие. Буквально означает склонность человека многократно переживать внутри себя обстоятельства произошедших событий. Многократно повторяющийся анализ – надо было поступить так, ответить этак… Люди, склонные к рефлексии не живут здесь и сейчас, не проживают полноценно каждое событие, а как будто дробят переживание на части, чтобы иметь возможность в будущем снова и снова возвращаться к нему. Естественно, большая часть потенциальных событий проходит мимо них, так как нельзя одновременно переживать прошлое и быть нацеленным на настоящее и будущее. Обычно мы осознаем у себя склонности к рефлексии в достаточно взрослом возрасте. Но заметить тенденцию к ней можно даже у очень маленьких детей. Допустим, вашего малыша обидел другой ребенок на детской площадке. Нормально, если за этим последуют слезы или драка, или какой-то другой эмоциональный всплеск, но через пять минут ребенок уже переключится на что-то другое. Другой вариант – видимой ответной реакции не последовало, зато вечером ребенок был перевозбужден, довольно агрессивно отнесся к домашнему животному или игрушке, или вдруг стал рисовать себя в образе Бетмэна или Человека-Паука. Это его детская рефлексия. Не справившись эмоционально с ситуацией сразу, он теперь пытается сделать это другими доступными ему средствами. Или, скажем по-другому, он не нашел социально приемлемых способов решить проблему здесь и сейчас и пытается решить ее в иллюзорном, фантазийном мире. Такому ребенку будет очень непросто добиваться высокого положения в мире. Ему вообще будет непросто жить… Ему нужно помочь и ни в коем случае не возлагать на него больших ожиданий.

Помощью склонным к рефлексии детям может стать полноценное принятие его таким какой он есть со стороны родителей. Родителям важно следить за своей речью, ни в коем случае не позволять в адрес ребенка таких оценок как «ты плохой, ты глупый, ты скандалист» и так далее. Внутренне дать ребенку право на ошибку. Научиться спокойно и без придания большого значения разбирать неприятные события и отпускать их.

Психологическая устойчивость.

Скорее не одно качество, а сумма качеств, вместе указывающих на то, насколько легко ребенку будет жить в постоянно меняющемся мире. Чтобы определить, насколько психологически устойчив ребенок, понаблюдайте за тем, как он воспринимает неудачи, насколько зависим от оценок окружающих, способен ли он на компромисс? Чтобы ребенок вырос психологически устойчивым человеком, важно не допускать в его воспитании никакой чрезмерности. Слишком сильно баловать или быть излишне строгими родителями, чересчур хвалить или вообще не позволять себе одобрений. Сформировать у ребенка понимание: все идеально быть не может, неудача – не повод для переживаний, а только урок, который нужно извлечь на будущее; все люди разные; всем ты нравиться не будешь, важно не всем нравиться, а иметь много хороших и любящих друзей. В таком духе. Вроде бы элементарные вещи, а насколько с ними хорошо у нас самих?

Давно замечено: чем менее психологически устойчивы мы сами, чем более зависимы от результата, оценок окружающих и прочего, чем менее нравится нам наша нынешняя жизнь, тем больше соблазна переиграть ее заново, переписать на чистовик, но не собственными усилиями, а за счет жизни собственного ребенка. Отсюда и желание непременно учить на собственных ошибках, не давая права сделать свои, дать для развития все за счет единственно необходимого ребенку – счастливого и беззаботного детства. И неадекватная оценка его возможностей…

Кстати, с последним справиться довольно просто. Когда вы тащите упирающегося малыша из бассейна на урок английского, а потом домой, где его ждет игра на тренировку памяти, занятие с логопедом, вечером – танцевальная студия, при этом – все по часам, абсолютный режим, а потом вы будете настаивать, чтобы он убрал свои игрушки и, как паинька, отправился вовремя спать, чтобы завтра начать все сначала, задайте себе вопрос: а вы сами так живете? Смогли бы жить? На мой взгляд, родители, прежде всего, должны давать детям пример. А значит – режим питания, спортзал, языковые курсы, все успеть на работе и дома, быть веселыми и нежными, и при этом – никаких «мне бы отдохнуть!», никаких претензий к мужу или жене, жалоб на здоровье и жизнь. Если справитесь хотя бы год без срывов – будьте уверены, ребенок пойдет по вашим стопам!

Елена Шубина
Из выпуска от 05-05-2009
рассылки «Живая психология»



 
ВетаДата: Среда, 09.09.2009, 08:34 | Сообщение # 3
Болтушка
Группа: Проверенные
Сообщений: 1012

За 1300 сообщений
Статус: Offline






Страна: Российская Федерация
Город: Воскресенск
Так интересно!Буду более внимательной к доче!

 
Форум Я МАМА » Я мама » Годовасики и старше » Одаренный ребенок (Все об обучении годовасиков)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Последние сообщения Самые активные форумчане Самая высокая репутация Последние зарегистрированные
  • Основные стили в одежде (8)

  • лечение бесплодия (9)

  • Вторые роды (12)

  • Список в роддом (3)

  • ландшафтный дизайнер в Киеве (0)

  • yamama(10533)
    Магика(5356)
    Kristina(5300)
    КоролеваЯ(3673)
    Юляшка-ромашка(3542)
    Оленка_XXX(3484)
    crazy_fox(2351)
    An4uta(1939)
    Венера(1936)
    Карамелька(1661)
    yamama (135)
    Оленка_XXX (108)
    КоролеваЯ (98)
    Kristina (85)
    Юляшка-ромашка (82)
    Карамелька (82)
    An4uta (73)
    crazy_fox (62)
    martina (62)
    Венера (61)
    rittiukia (23.04.2024)
    twelve (18.04.2024)
    beequeensamantha (24.02.2024)
    ninokids (11.01.2024)
    artemovanat001 (20.10.2023)
    wintips123 (08.08.2023)
    skur79ga24d (14.09.2022)
    svetaorel010585 (13.08.2022)
    ariel254444 (21.02.2022)
    do999al (30.01.2022)

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz