"Нервные" дети, а может "нервные" родители? «Людмила, Вы не представляете себе, что это за ребенок, сплошное мучение. С ним нельзя ходить ни в гости, ни в магазин, на улицу лишний раз выходить не хочется, о детском саде даже речи идти не может. Он абсолютно не управляемый, может устроить на людях истерику: кричать, хватать вещи, бросать их, упасть на пол, размахивать руками и ногами. То вдруг замирает, забивается в угол, в глазах страх. Неизвестно, что ждать от него, как он поведет себя в той или иной ситуации. Иногда он кажется спокойным, а то вновь напряжен. Не понимаю, что с ним происходит: он болен или у него дурной характер?»
Из рассказа мамы 4-летнего Дениса.
Пожалуй, самой распространенной жалобой родителей является «неуправляемость, нервность» ребенка, причем под этот родительский «диагноз» попадает практически 90% детей, что особенно интересно совершенно различных детей. С точки зрения медицины и психологии под определением «нервный» может скрываться как ребенок с повышенной эмоциональной чувствительностью, так и с аномалиями развития характера, неврозом, органическими нарушениями деятельности головного мозга.
Говоря о детской «нервности», а особенно предпринимая попытки ее коррекции очень важно знать причины ее появления. Можно выделить несколько причин детской нервности:
Врожденные причины, то есть определенные особенности психики и физиологии ребенка. Эти дети обладают такими качествами как впечатлительность, чувствительность, ранимость, обидчивость, жалостливость, быстрая смена эмоций - «переход от смеха к слезам и наоборот» составляет несколько секунд. С рождения ребенок плохо спит, просыпается от малейшего шума, может просыпаться за ночь более десяти раз, подолгу не засыпает. Любая мелочь его отвлекает, он непоседлив, суетлив. У них в характере сочетаются противоречивые черты. Например, медлительность мышления с повышенной двигательной активностью, стремление к общению и негибкость в нем, обязательность и несобранность.
Социальные причины, то есть особенности общения с окружающими людьми в первую очередь с родителями. Какие же особенности семейного воспитания способны спровоцировать развитие детской нервности? Несоответствие требований родителей возможностям, потребностям детей, ритму их развития. Так, родители, стараясь максимально развить ребенка, начинают водить его сразу в несколько различных секций, кружков (Например, музыкальную школу, английский язык и карате). При этом они хотят, чтобы и в школе ребенок учился если не на «отлично», то уж без «троек» точно. Какое-то время ребенок, отказавшись от прогулок и нескольких часов сна, справляется с такой нагрузкой. Но в определенный момент накопившаяся усталость и небольшой стресс приводят к возникновению у невроза.
Непоследовательный характер воспитания, когда вчера что-то было можно, а сегодня почему-то нельзя. На прошлой неделе принес «двойку» ничего не сказали, а сегодня за «тройку» наказали. Ребенок не может предугадать реакцию взрослых, из-за этого находится в постоянном напряжении. Несогласованный характер воспитания, когда папа запрещает что-то, а мама разрешает. Ребенок, естественно, выбирая между «можно и нельзя», выберет «можно», но, помня, что второй родитель это запретил, будет вынужден каким-то образом уладить отношения и с ним. Как правило, подобный тип воспитания следствие скрытого конфликта между родителями, неумения их договариваться. Эмоциональная неустойчивость в общении с детьми означает постоянный повышенный тон, крик. Излишне строгое воспитание. Тревожность в воспитании – оба родителя или один из них выражают постоянную тревогу за здоровье, развитие ребенка, излишне предохраняют его от всего. Хронические или острые заболевания.
Зная причины «нервности» ребенка, можно строить систему мер по ее коррекции. Так, если эти качества врожденные, то необходимо помнить об индивидуальности ребенка, планировать его день, нагрузку таким образом, чтобы ребенок не переутомлялся, имел возможность отдохнуть, и самое главное надеяться на положительный результат.
Со временем симптомы исчезнут. Невропатия это еще не болезнь, это лишь предрасположенность к ней.
Если же дело в семейных взаимоотношениях, необходимо менять их. Вирджиния Сатир, известный семейный психотерапевт, говорила о том, что семья единый механизм, где каждый влияет на каждого, как шестеренки в часах: если одна начинает крутиться быстрее, остальные также вынуждены поменять скорость своего движения.
Неврозы – это те заболевания, которые затрагивают как психическую, так и физическую сторону личности человека. Выделяют следующие виды невроза:
· неврастения проявляется в стабильном пониженном настроении, неуверенности, робости, быстрой утомляемости и истощаемости, отказе от любой ответственности, повышенной раздражительности, неудовольствии всем окружающим и собой в том числе. При неврастении наблюдаются вегетативные расстройства такие, как боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается». При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. Больные неврастенией сосредоточены на своих ощущениях, постоянно чувствуют себя не здоровыми. Неврастения возникает на фоне нервного перенапряжения, при переутомлении, а так же ее развитию способствует тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью ребенка.
· истерический невроз. Проявления истерии очень разнообразны. У детей чаще наблюдаются следующие формы реагирования истерическая депрессия и истерический припадок.
При истерической депрессии ребенок всем своим видом, мимикой, позой показывает, как все окружающие несправедливы к нему, как он переживает и страдает.
Классическим примером выраженных истерических расстройств является истерический припадок. Во время припадка ребенок внезапно падает на пол и начинает кричать, размахивать руками и ногами. Подобные «пируэты» ребенок проделывает после того, как ему отказали в выполнении какого-то его желания. Например, в покупке очередной игрушки. Со стороны кажется, что ребенок не видит и не слышит происходящего вокруг, поскольку абсолютно не реагирует на замечания окружающих. На самом деле, это со всем не так. Ребенок никогда не устроит истерику, если отсутствуют зрители, он никогда не упадет так, чтобы сильно удариться. Самые действенный способ прекратить подобное «выступление» - перестать обращать внимание на ребенка, чем больше вокруг него производят действий тем, сильнее его реакция.
· невроз навязчивых состояний. Чаще всего у детей наблюдаются различные фобии: страх темноты, одиночества, высоты, болезни, различных животных, замкнутых или наоборот открытых пространств. Иногда, чаще при заикании, встречается страх речи.
Появление фобии сопровождается вегетативными симптомами: бледностью лица, сухостью во рту, серцебиением, потливостью, расширением зрачков. В целом симптомы такие же, как и при сильном испуге.
Безусловно, большинство людей в детстве чего-то боялись, пытались с той или иной долей успешности «закатить истерику», испытывали переутомление, и нечего, выросли «нормальными» людьми. Да это так, но вспомните, скольких усилий Вам это стоило, сколько неприятных минут, а может быть часов или даже дней Вам пришлось пережить, сколько возможностей было упущено. Неужели Вы хотите, чтобы и Ваш ребенок прошел через это?
Источник: http://umnik.rikt.ru
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСТЕРИЧЕСКОГО НЕВРОЗА?
Согласно современным воззрениям, в возникновении истерического невроза важная роль принадлежит наличию истерических черт личности и психического инфантилизма как фактору внутренних условий (В. В. Ковалев,1979), в чем, несомненно, существенная роль отводится наследственности. Из внешних факторов В. В. Ковалев и другие авторы придавали значение семейному воспитанию по типу «кумир семьи» и другим видам психотравмирующего воздействия, которые могут быть весьма различными и в определенной степени зависят от возраста ребенка. Так, в младшем детском возрасте истерические расстройства могут возникнуть в ответ на острый испуг (чаще это кажущаяся угроза жизни и благополучию). В дошкольном и младшем школьном возрасте подобные состояния в ряде случаев развиваются после физического наказания, при выраженном недовольстве родителей поступком ребенка или категорическом отказе выполнить его просьбу. Подобные истерические расстройства носят обычно временный характер, они могут не повториться в последующем, если родители поймут свою ошибку и будут более бережно относиться к ребенку. Следовательно, речь не идет о развитии истерии, как болезни. Это лишь элементарная истерическая реакция.
У детей среднего и старшего (фактически подростков) школьного возраста истерия обычно возникает вследствие длительно действующей психотравмы, которая ущемляет ребенка как личность. Давно подмечено, что различные клинические проявления истерии чаще наблюдаются у изнеженных детей со слабой волей и
невосприимчивостью к критике, не приученных к труду, не знающих слов «нельзя» и «надо». У них доминирует принцип «дай» и «хочу», имеется противоречие между желанием и реальной действительностью, недовольством своим положением дома или в детском коллективе.
Механизм возникновения истерического невроза И. П. Павлов объяснял преобладанием подкорковой деятельности и первой сигнальной системы над второй, что четко сформулировано в его работах: «... истерический субъект живет в большей или меньшей степени не рассудочной, а эмоциональной жизнью, управляется не корковой деятельностью, а подкорковой...».
Добавлено (18.01.2010, 21:55)
---------------------------------------------
Респираторные (плач, рыдания) аффективные припадки у детей
Данная форма припадков известна также, как спастический плач, плач-рыдания, приступы задержки дыхания, аффект-респираторные припадки, судороги ярости, плач гнева. Главное в определении— респираторный, т.е. относящийся к дыханию. Припадок начинается с плача, вызванного отрицательным эмоциональным воздействием или болью.
Плач (или крик) становится все более громким, дыхание учащается. Внезапно во время вдоха дыхание задерживается вследствие спазма мышц гортани. Голова обычно запрокидывается кзади, вздуваются вены на шее, возникает синюшность кожных покровов. Если это длится не более 1 минуты, то появляются лишь бледность и небольшая синюшность лица, чаще только носо-губного треугольника, ребенок делает глубокий вдох и на этом все прекращается. Однако в некоторых случаях задержка дыхания может продолжаться несколько минут (иногда до 15—20), ребенок падает, частично или полностью теряет сознание и могут быть судороги.
Данный вид припадков наблюдается у 4—5% детей в возрасте 7—12 месяцев и составляет 13% всех судорог у детей до 4 лет жизни.
Респираторные аффективные припадки чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, они психогенно обусловлены и являются часто встречающейся формой примитивных истерических реакций у детей раннего возраста, обычно исчезают к 4—5 годам. В их возникновении определенную роль играет наследственная отягощенность подобными состояниями, что, по нашим данным, имело место у 8—10% обследованных.
Что делать в подобных случаях? Если ребенок плачет и «заходится», то можно его побрызгать холодной водой, шлепнуть или встряхнуть, т.е. нанести другой выраженный раздражитель. Нередко этого бывает достаточно и припадок дальше не развивается. Если же ребенок падает и возникают судороги то его следует положить на кровать, придержать голову и конечности (но не удерживать их насильно), чтобы избежать ушибов и повреждений, и вызвать врача.
Другие истерические расстройства у детей.
Среди других истерических расстройств следует отметить афонию и мутизм. Афония -— отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи. Она преимущественно носит гортанный или истинный характер, встречается при органических, в том числе воспалительных, заболеваниях (ларингит), при органических поражениях нервной системы с нарушением иннервации голосовых связок, хотя может быть психогенно обусловлена (функциональная), что в ряде случаев имеет место при истерии. Такие дети говорят шепотом, иногда напрягая лицо, чтобы создать впечатление невозможности нормального речевого общения. В ряде случаев психогенная афония наступает только в определенной ситуации, например, в детском саду при общении с воспитателем или на уроках в школе, то время как при разговоре со сверстниками речь более громкая, а в домашних условиях она не нарушена. Следовательно, имеет место речевой дефект лишь на определенную ситуацию, чем-то неугодную ребенку, в виде своеобразной формы протеста.
Более выраженной формой речевой патологии является мутизм — полное отсутствие речи при сохранности речевого аппарата. Он может встречаться при органических заболеваниях головного мозга (обычно в сочетании с парезами или параличами конечностей), тяжелых психических заболеваниях (например, при шизофрении), а также при истерии (истерический мутизм). Последний может бьггь тотальным, т.е. отмечается постоянно в различных условиях, или избирательным (элективным) — наступает только в определенной ситуации, например, при разговоре на определенные темы или в отношении конкретных лиц. Тотальный психогенно обусловленный мутизм часто сопровождается выразительной мимикой и (или) сопутствующими движениями головы, туловища, конечностей (пантомимика).
Тотальный истерический мутизм в детском возрасте встречается исключительно редко. Описаны отдельные казуистические его случаи у взрослых. Механизм возникновения данного синдрома неизвестен. Общепринятое ранее положение о том, что истерический мутизм обусловлен торможением речедвигательного аппарата, не содержит никакой конкретизации. По мнению В. В. Ковалева (1979), элективный мутизм обычно развивается у детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью и чертами повышенной тормозимости в характере при повышенных требованиях к речевой и интеллектуальной деятельности во время посещения детского сада (реже) или школы (чаще). Подобное может встречаться у детей в начале пребывания в психиатрическом стационаре, когда они молчат на занятиях, но вступают в словесный контакт с другими детьми. Механизм возникновения данного синдрома объясняется «условной желательностью молчания», которое защищает личность от психотравмирующей ситуации, например, вступать в контакт с непонравившимся воспитателем, отвечать на уроках и т.д.
В случае наличия у ребенка тотального мутизма всегда следует проводить тщательное неврологическое обследование с целью исключения органического заболевания нервной системы.