Наказание и поощрение В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания.
Но бывают семьи, где воспитание настолько запущено, что без наказаний обойтись уже нельзя. В таком случае родители прибегают к наказаниям обычно очень неумело и часто больше портят дело, чем поправляют. Наказание – очень трудная вещь, оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности, поэтому мы рекомендуем родителям по возможности избегать применения наказаний, а стараться, прежде всего, восстановить правильный режим. Для этого, конечно, потребуется много времени, но следует быть терпеливым и спокойно ожидать результатов.
Как бы ни был наказан ребёнок, что бы он ни сделал, он должен всегда чувствовать в вас родных, самых близких людей. Нельзя отталкивать ребёнка в трудной для вас всех ситуации.
В ситуации, когда ребёнок молча и тяжело переживает свою вину, взрослый должен первым протянуть руку, не требуя унизительного извинения. Это не безнаказанность, а великодушие. А если первым идёт с повинной ребёнок, тут уж, конечно, нужно повиниться тоже (только искренне): "Знаешь, и я что-то не то сделала, давай разберёмся…" или просто: "Прости, я погорячилась…"
Но уже после этого не вспоминать ни о чём, и, тем более, не делать прощёный поступок предметом дальнейшего обсуждения, поводом для наказания – это непременно вызовет озлобленность, подавленность, обиду. В итоге, первоначальная вина забудется, а обида останется.
Точно так же нужно быть осторожными и с поощрениями. Не стоит заранее обещать какие-либо премии или награды. Лучше ограничится простой похвалой или наградой. Детская радость, удовольствие, развлечения должны предоставляться ребёнку не в качестве награды за хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения правильных потребностей. То, что ребёнку необходимо, нужно дать ему при всех условиях, независимо от его заслуг, а то, что для него не нужно или вредно, нельзя давать ему в виде награды.
К сожалению, в семье бывает, считают строгость, и даже жестокость, средством воспитания. Многие вспоминают собственное детство как время абсолютного произвола отца и матери, как время подзатыльников и даже порок, и считают такой способ воспитания надёжным: вот ведь меня ругали и били, а вырос человеком.
Существует и категория родителей, сознательно применяющих тактику жёсткого прессинга в отношении детей чуть ли не с младенческого возраста. Проявление любви и нежности к ребёнку воспринимаются ими как очевидное зло. Они часто вступают в конфликты с партнёрами по воспитанию - женой или мужем. В присутствии ребёнка возникают ссоры, вспыхивают скандалы.
Ребёнок не может нормально жить, если он лишён ощущения защиты и поддержки самых близких людей. В младенчестве это ощущение возникает в ответ на прикосновения родительских рук, ласковые интонации, взгляд.
Специалисты пришли к выводу, что ребёнок, рождённый биологически полноценным, но лишённый родительского тепла, обречён на отставание, отклонение в развитии, он обладает меньшим резервом адаптационных возможностей.
А к чему приводят завышенные требования, нудная назидательность, попытки воспитывать ребёнка "холодом", молчанием? Не расходятся ли ожидаемые и реальные результаты? Такой стиль, как правило, свидетельствует о психологической неуравновешенности родителей, они требуют от ребёнка именно того, чего им самим не хватает. При этом, к сожалению, не понимают той известной и доказанной истины, что поведение ребёнка копирует, иногда до тонкостей, поведение родителей.
Например, если эмоционально несдержанная дома, в семейной обстановке, мама рассчитывает, что её ребёнок будет спокойным, вежливым, терпеливым, учит его этому и требует от него именно такой манеры общения, то её усилия и ожидания смело можно назвать тщетными.
Любая непоследовательность в поведении взрослого не ускользает от внимания детей. Неискренность, нетребовательность к себе и, наоборот, завышенную требовательность к окружающим они усваивают без особого труда, на уровне готовых шаблонов поведения. А, подрастая, недоумевают, возмущаются "несправедливым" отношением к себе своих учителей, товарищей, разочаровываются в них, либо защищаются упрямством, агрессивностью, либо замыкаются в себе, страдают от одиночества.
В семьях, для которых характерны такие жестокие взаимоотношения, у детей развиваются невротические расстройства: заикание, ночные страхи, расстройства сна. Психика маленького человека – очень тонкий инструмент, её легко поранить, изломать, но невероятно трудно потом "починить".
Поэтому старайтесь понимать причины тех или иных поступков своих детей. Ни в коем случае не торопитесь с выводами, и тем более с наказанием
Добавлено (24.11.2009, 23:46)
---------------------------------------------
Бремя воспитания
Благодаря достижениям западной психологии, мы сегодня очень хорошо понимаем, какое глубочайшее влияние оказывают детские переживания на дальнейший ход жизни человека. Наша способность добиваться успеха, счастья и самореализации непосредственно связана с обстоятельствами и условиями раннего детства. Хотя ныне этот факт общеизвестен, еще пятьдесят лет назад с ним были согласны далеко не все.
До того как люди осознали связь между детством и дальнейшей судьбой человека, вопросам воспитания не придавали особенно большого значения. Считалось, что успех в жизни обусловлен главным образом наследственностью, общественным положением, упорным трудом, возможностями роста, характером, религиозными убеждениями или везением. На Востоке, где распространена вера в прошлые и будущие жизни, одним из важнейших факторов жизненного успеха считали также карму. Если вы были хорошим человеком в прошлой жизни, значит, вам будет хорошо житься и в этой. Конечно, родители всегда любили своих детей, но никто не придавал особого значения вопросу о том, как именно они проявляют любовь к своим отпрыскам и каким образом воспитывают их.
Теперь, когда прошло уже полвека с тех пор, как психологические консультации вошли в широкую практику, мы знаем: то, каким образом родители проявляют свою любовь, оказывает огромное влияние на ребенка. И поскольку родителям ныне хорошо известно, насколько важны обстоятельства детства для дальнейшей судьбы человека, оци осознают лежащую на их плечах ответственность и стараются применять к своим детям самые лучшие методы воспитания. Но нередко в своем стремлении быть хорошими родителями они избирают ложный путь.
Самая распространенная ошибка родителей состоит в том, что они стараются дать как можно больше. При этом то, что они стремятся предоставить детям в больших количествах, нередко оказывается нецелесообразным: больше денег, больше игрушек, вещей, развлечений, больше образования, внеклассной деятельности, помощи, похвал, больше времени, ответственности, свободы, дисциплины, надзора, наказаний, больше общения и т. д. Однако на самом деле здесь, как и в других областях жизни, «больше» не означает «лучше». Нужно не больше, нужно иначе. Задача родителей не в том, чтобы дать больше, а в том, чтобы подойти к воспитанию иначе, чем наши собственные отцы и матери.
СОЗДАТЬ ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ ЗАНОВО
Сегодня перед нами стоит задача заново создать искусство воспитания. Становится все более очевидным, что задача родителей не в том, чтобы сформировать из своих детей ответственных и успешных взрослых. Необходимо всего лишь взрастить то, что в них уже заложено. В каждом ребенке скрыты семена величия. Наша роль - создать безопасную питательную среду, давая ребенку возможность развить и проявить свой потенциал.
Традиционные воспитательные методы и подходы, которые были эффективны в прошлом, для современных детей не годятся. Нынешние дети отличаются от прежних. Они лучше осознают собственные чувства, а значит, обладают более развитым самосо знанием. Такой сдвиг в сознании означает и изменение потребностей. Каждое поколение делает шаг вперед, решая некоторые проблемы прошлого, но такой шаг порождает и новые задачи.
Для успешной деятельности в любой сфере необходимо меняться в соответствии со временем. Ныне у детей иные потребности. Нам, современным родителям, довелось жить в момент сдвига, который готовился на протяжении последних 2000 лет. Речь идет о сдвиге от воспитания, основанного на устрашении, к воспитанию, основанному на любви.
Позитивное воспитание -это переход от методов, основанных на устрашении, к методам, основанным на любви.
Позитивное воспитание сосредоточено на новых подходах и стратегиях, направленных на то, чтобы мотивировать действия и поведение детей любовью, а не угрозой наказания, унижения или нелюбви. И хотя в сравнении с традиционными методами это звучит вполне разумно, такой подход совершенно нов. Воспитательные методы, основанные на любви, вступают в противоречие с инстинктивными реакциями человека, который чувствует, что теряет контроль над ситуацией или боится его потерять.
Подход, основанный на любви, направлен на то, чтобы побудить детей к сотрудничеству, не пугая их наказанием. Всякому родителю знакома такая автоматическая реакция: «Если ты не прекратишь немедленно, то я...» - дальше идет угроза. Или вот такая старомодная фраза: «Если ты не будешь меня слушаться, я все расскажу папе, когда он вернется». Как нам это ни противно, мы непроизвольно пытаемся управлять детьми при помощи устрашения. Во многих школах учителя пытаются заставить детей учиться, пугая их экзаменами, которые предстоят им при поступлении в ВУЗ. Все эти устрашения приводят только к тревогам и депрессии. Некоторые дети начинают готовиться к университетским экзаменам чуть ли не с первого класса школы.
Отказаться от тумаков, наказаний и угроз - все это очень красивые призывы, но, когда ваш ребенок устраивает скандал в очереди супермаркета и вы не знаете, как его унять, угроза или хороший шлепок нередко представляются единственным решением вопроса. И если ребенок не хочет идти в школу или чистить зубы вечером, вы тоже непроизвольно прибегаете к угрозам и наказаниям. Даже если вам не хочется использовать эти методы, вы вынуждены к ним обращаться, когда все остальное не помогает. И действительно, если вы не знакомы с методами позитивного воспитания, ничего другого вам и не остается.
Когда ваш ребенок устраивает скандал в очереди супермаркета и вы не знаете, как его унять, угроза или хороший шлепок нередко представляются единственным решением вопроса.
Изменить свой подход к воспитанию и растить детей не так, как растили нас, возможно лишь в том случае, если мы найдем новый действенный путь. Вы сможете успешно отказаться от методов, основанных на устрашении, только после того, как познакомитесь с новыми приемами, направленными на пробуждение в душе ребенка врожденного стремления сотрудничать с родителями и вести себя в соответствии с вашими желаниями и волей.