Мозговая кома Бывают ситуации, когда в силу каких-то причин (болезнь или травма) человек впадает в кому. В этот момент этот человек очень нуждается в тщательном наблюдении, потому что следующим этапом комы будет остановка сердца и, как следствие, клиническая смерть.
Давайте представим себе две ситуации. В первой ситуации стоящий рядом с вами человек вдруг теряет сознание и падает на спину. Во втором случае вы становитесь свидетелем того, как автомобиль сбил пешехода. Ударом пешехода отбросило в сторону, он упал лицом вниз и не шевелится.
Как поступать в первом случае?
Учитывая человеческую психологию, вокруг упавшего сразу образуется пустота. И начнутся комментарии и советы, но желающих подойти и помочь в большинстве случаев не найдется. А человек в это время на глазах у всех умирает. Почему умирает? Потому что в состоянии комы резко снижается тонус подъязычных мышц и мягкого нёба. У лежащего на спине человека в коме язык просто прилипает к гортани и перекрывает доступ воздуха в легкие. Он без помощи на ваших глазах умирает от удушения собственным языком. И время в данном случае играет против этого человека. Без дыхания он будет жив от силы 1.5-2 минуты. Поэтому ваши действия в такой ситуации складываются в такой алгоритм:
* Проверить пульс на сонной артерии.
* Если пульс есть, то следует быстро перевернуть человека на живот.
* Очистить ему ротовую полость. Если вы брезгуете лезть пальцами в чужой рот, оберните их платком или бинтов, в крайнем случае, подолом одежды больного. Сделать это необходимо.
* Вызвать «скорую».
* До прибытия «скорой» контролировать пульс и каждые 5 минут очищать больному рот.
Теперь вторая ситуация: сбитый автомобилем пешеход лежит лицом вниз.
У окружающих аварии вызывают не в пример большее любопытство, и зевак соберется целая толпа. Но, как и в первом случае, желающих оказать помощь сразу не найдется. И ладно бы, пусть бы и дальше не трогали этого пострадавшего. Но находится какой-нибудь сердобольный дядя Вася, который решает, что ему самое время вмешаться. Он подходит к пострадавшему, переворачивает его на спину и подсовывает ему под голову какую-нибудь сумку или свернутую куртку с собственного плеча.
А окружающие будут любоваться на эту картину и комментировать: «Ну, сейчас ему удобно лежать, вон он даже похрапывает».
Пострадавший и в самом деле захрапывает. Просто, перевернутый на спину, он не может дышать. Во-первых, в состоянии комы резко снижен тонус подъязычных мышц и мышц мягкого нёба. Мягкое нёбо и небная занавеска в этом случае вибрирует при дыхании и издает звуки всем знакомого храпа. Во-вторых, в состоянии комы кашлевой и глотательный рефлексы, которые защищают дыхательные пути от попадания инородного тела, угнетаются. Роль инородного тела в данном случае играет собственный язык, рвотные массы, кровь из разбитых губ или носа. У человека в коме, лежащего на спине, будет западать язык, а рвотные массы, слюна и кровь затекать в дыхательные пути. Да вдобавок и свернутая куртка под головой пострадавшего сыграет свою роль. При таком положении головы у человека задняя стенка очень плотно придвинется к корню языка, практически не оставив надежды на спасение.
Но организм продолжает бороться за жизнь и поэтому в акт дыхания вовлекаются вся мимическая мускулатура лица, мышцы шеи и большая часть мышц грудной клетки. Такой тип дыхания называется стридорозным.
Пострадавший умирает на глазах толпы, которая даже не подозревает об этом. Оказывать помощь или нет – дело вашей совести. На принятие решения у вас всего несколько секунд. Если вы все-таки решили помочь, то не устраивайте из этого цирк для толпы. Слова «Я врач» будут подразумевать под собой для толпы какое-то чудо. Вот сейчас вы вытащите из одного кармана переносной аппарат искусственной вентиляции легких, из другого – систему для внутривенных вливаний и тут же подключите её, а из маленькой сумочки на руке достанете дефибриллятор.
Но вам-то всего лишь и надо сделать – проверить пульс и перевернуть пострадавшего на живот, если пульс есть. Вот этого толпа вам не простит. Только что пострадавший так хорошо лежал и даже храпел, а тут явились вы и нарушили идиллию. Возможно, найдутся ретивые молодцы и девицы, которые ринутся вас оттаскивать от пострадавшего. Объяснять что-то толпе – пустое дело. Она (толпа), как известно, не приемлет аргументов.
Что делать? Я бы сделала так, хотя риск, безусловно, есть. Не отходя от пострадавшего, сказала бы молодцам и девицам: «Этот человек сейчас умирает, а вы мешаете мне оказывать ему помощь. Назовите ваши фамилии и имена, чтобы я могла сообщить их милиции для расследования». Возможно, это глупо звучит, возможно, вы придумаете что-то другое. Главное – эпатировать их, чтобы они остановились. А как остановятся да задумаются, командуйте: «Ну, что встали? Быстро посмотрите номер дома и название улицы, и вызывайте «скорую». А потом вернитесь, мне помощь понадобится». И люди с облегчением переложат на вас ответственность. Мало найдется желающих ходить по судам и доказывать, что он не верблюд. Да и пострадавшего-то они не знают. В толпе, конечно, молчание не наступит. Там будет продолжаться бурление, выкрики, советы. Вам придется абстрагироваться от этого, хоть это трудно даже для опытных врачей со «скорой».
Что надо сделать?
* Проверить на сонной артерии пульс. Чтобы делать это быстро, потренируйтесь на себе и своих близких. Сонная артерия находится прямо под углом нижней челюсти. Только пульс надо проверять не одним пальцем, а двумя, чтобы не принять собственную пальцевую пульсацию за пульс пострадавшего. * Если пульс есть, перевернуть пострадавшего на живот.
* Очистить рот от содержимого. Оберните руку платком и одним круговым движением очистите рот.
* Нажмите на корень языка. Если пострадавший издаст характерный звук «Э-Э» и у него начнутся рвотные движения, то это будет доказательством, что он жив. Но есть один нюанс. Если зубы пострадавшего крепко сжаты, не делайте попыток разжать их и сунуть пальцы ему в рот. Во-первых, вы можете сломать ему зубы, а во-вторых, он может попросту откусить вам пальцы.
* До приезда «скорой» контролируйте дыхание и пульс пострадавшего.
Если пульс вдруг пропал, значит, у пострадавшего остановилось сердце, и наступила клиническая смерть.