Филиал
В филиалах студент проходит обучение, полностью соответствующее требованиям государственных образовательных стандартов, рассказывает Владимир Карулин, ректор Московского экономико-финансового института. "Это полноценное учебное заведение, которое лицензируется, аттестуется и аккредитуется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. К учебным планам, профессорско-преподавательскому составу этого подразделения предъявляются точно такие же требования, как и к головному московскому вузу, поэтому студент в регионе имеет возможность получить образование, не уступающее по качеству столичному", - добавляет он. Немаловажно, что по новому правилу Министерства образования и науки РФ дипломы выдаются без указания на то, какой именно вуз - головной или региональный - окончил выпускник. В то же время, для того, чтобы открыть филиал, предоставляющий качественное образование на уровне московского института, необходима тщательная подготовка и хорошая материальная база. "Прежде всего, во многих регионах ощущается острая нехватка профессионалов-преподавателей", - отмечает Алексей Черноусенко, ректор Московского института международных экономических отношений. "Часто бывает, что одни и те же немногочисленные в регионах профессора и доктора наук вынуждены работать сразу в нескольких учебных заведениях. А откомандировывать московских преподавателей на длительный срок имеют возможность далеко не все вузы", - рассказывает он.
Вместе с тем, филиалы делают доступным дипломы московских вузов на местах, и студенты могут быть уверены, что получают образование по тем же самым учебным планам и стандартам, что и в Москве. Недостатка в выборе программ в регионах нет: можно получить практически любую специальность в филиалах множества столичных учебных заведений. Кроме того, если по каким-то причинам появилась необходимость перевестись в головной вуз или другой филиал, проблем не возникнет. Главное, чтобы там были свободные места, а у вас не было "хвостов". Правда, стоит заметить, что стоимость обучения в Москве в среднем выше в полтора-два раза.
Представительства для заочников
Очно-заочный формат становится удобным в том случае, если очный неприемлем. Слушатель приезжает на 2-3-х недельную сессию, слушает курс лекций по профильным предметам, задает вопросы преподавателям и усваивает необходимый материал, отмечает Татьяна Школьная, руководитель образовательных программ Центра налогового администрирования и финансового управления АНХ при правительстве РФ. "В случае непредвиденных обстоятельств можно пропустить какой-либо модуль учебной программы, а затем пройти его вместе со следующей группой", - замечает она.
Региональные представительства столичных вузов работают именно для таких слушателей. По словам Владимира Карулина, эти учреждения пользуются популярностью в регионах среди желающих получить качественное второе высшее образование. "Они обеспечивают слушателей всеми необходимыми учебно-методическими материалами, консультациями, организуют взаимодействие с головным вузом", - рассказывает он. Помимо рекламно-информационной деятельности: разъяснительных и ознакомительных работ, маркетинговых исследований, организаций выставок и конференций, - представительства могут осуществлять текущий контроль успеваемости, проводить консультации и даже промежуточную аттестацию. По словам Алексея Черноусенко, эту работу они проводят с участием ведущих штатных преподавателей вуза и только при согласовании с администрацией региона. "Задачи представительств - помощь в поступлении в институт и сопровождение студента в период обучения", - поясняет он.