Пять золотых для Буратино
Анна ДМИТРЕНКО
Деревянный мальчишка, если вы помните, не сумел должным образом распорядиться пятью золотыми, подаренными Карабасом Барабасом. Но это, кстати, не помешало ему стать лидером, завести друзей, добиться успеха в жизни… Нужно ли учить малыша обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста? На эти вопросы каждый из родителей отвечает по-своему. Кто-то руководствуется опытом своей семьи, кто-то наоборот, действует по принципу: “У моих детей все будет по-другому”.
Знакомить детей с миром денег надо.
Мы, взрослые, и сами путаемся в своем отношении к деньгам. "Деньги - это грязь", - говорим мы и тут же добавляем: "Но без них никуда". А все же, как бы мы к ним не относились, надо признать: деньги - это неотъемлемая часть нашей жизни.
Пятилетнюю Машу родители ограждали от финансовых вопросов. Даже такие мелочи, как конфетки, жвачки, заколки появлялись в ее доме не из магазинов и киосков, а из сумок многочисленных бабушек и тетушек, не говоря о заботливых родителях. Маша не ходила в садик, а ежедневные покупки родители старались делать без нее. Изредка она попадала в магазин вместе с родителями и была уверена: эти заведения устроены для того, чтобы выбирать понравившиеся вещи. Вот она и выбирала. Не задумывалась о цене и состоянии кошелька озадачено вздыхающей мамы.
Маша вовсе не жадина, она радостно дарит приятелям любые приглянувшиеся им игрушки, а случайно услышав разговор родителей, в котором прозвучала фраза “не хватит денег”, притащила “богатство”, подаренное ей дедом: несколько монеток периода СССР. “Спасибо, теперь мы купим все, что хотим”, улыбнулась мама. Маша была безмерно горда: помогла родителям!
А какой трагедией обернулось для нее знакомство с системой оплаты проезда в общественном транспорте! Впервые в своей сознательной жизни Маша поехала на метро. Мама дала ей чудесный зеленый кружечек и сказала: “Опусти в щелочку”. Вкинуть такое “сокровище” Маша отказалась. Тетя контролер решила помочь девочке - Маша разразилась рыданиями: “Вы же сами мне его только что дали! И сразу забрали! И выкинули!”. Рыдания завершились только после того, как кто-то из пассажиров презентовал Маше другой точно такой же жетон…
Что же в деньгах заключено, добро или зло? Может быть, чем позже ребенок столкнется с деньгами, тем лучше? А может, надо постепенно приучать малыша к правильному поведению с ними? Важен не сам факт существования денег, а то, как мы к ним относимся, или то, что мы ими измеряем.
Ограждать?
Часто мамы ограждают своих детей от материальных проблем, стараются не говорить о них с ребенком и, по возможности, ни в чем ему не отказывать, чтобы не лишать счастливого детства. В результате взрослый человек ожидает, что его денежные проблемы возьмет на себя кто-то другой. Он привык, что все нужды удовлетворяются волшебным образом, а сам он избавлен от какой бы то ни было ответственности. Вряд ли с такой жизненной позицией ему будет легко.
Давать или не давать?
Всему свое время. Если двухлетний карапуз стремится расплатиться в магазине - это не ранняя любовь к деньгам, а подражание любимой маме. Если трехлетний малыш играет в магазин бумажными деньгами, не спешите покупать ему книгу “Пособие для юного финансиста”. Если четырехлетний ребенок завел себе копилку, не думайте, что он, подобно дядюшке Скруджу, будет отказывать себе во всем ради удовлетворения жажды накопительства. Не забывайте: мир денег - это мир взрослых, а дети пока просто играют, примеряя на себя его правила.
Но вот малыш подрастает. С возрастом, с опытом приходит понимание того, что все вещи имеют цену и, как любят повторять экономисты, “бесплатных пирожных не бывает”. У кого-то это происходит в пять лет, у кого-то - в девять. Вот тогда родителям пора задуматься о введении в жизнь семьи понятия “карманные деньги”.
Зачем они нашим детям?
Мы ли их не кормим, не поим, не одеваем, игрушками не задариваем?
Личные деньги детям нужны не для того, чтобы обеспечивать свои жизненные потребности, а для того, чтобы чувствовать себя взрослее. Чтобы потихоньку становиться самостоятельнее, учиться делать выбор и принимать решения, и видеть результаты этого. Пока за спиной надежный тыл: мама и папа.
Контролировать или нет?
Контроль за ребенком необходим, но малыш не должен его замечать. Своими деньгами он может распоряжаться по своему усмотрению.
Вначале ему, скорее всего, даже будет интересно рассказать вам, на что он их потратил. Не пропустите этот момент - похвалите, порадуйтесь его покупке и воздержитесь от критики, если можете. Иначе в следующий раз он купит ту же "ерунду", но вам уже говорить не станет.
Ребенок должен постепенно привыкнуть, что несет ответственность за свои карманные деньги. Хочешь - экономь, хочешь - копи. А хочешь - "спусти" все в первый же день, но потом пожинай плоды своей импульсивности. Потому что родители раньше следующего, например, понедельника денег не дадут. И не потому, что они "жадные" или в этом заключается "воспитательный процесс". Ребенок должен знать, что деньги не растут на дереве и не падают в неограниченном количестве маме в кошелек.
Каждый из нас распоряжается деньгами по-разному
В одной семье - двое девочек-близнецов по 11 лет. Обоим детям родители периодически дают одинаковую сумму на карманные расходы, но распоряжаются они ею совершенно по-разному. Одна прячет свою долю в потайное местечко, где лежат еще запасы с прошлых поступлений, и расходует этот "капитал" весьма экономно. Другая сразу же бросается что-нибудь покупать и не успокаивается, пока все деньги "не вылетят в трубу", после чего бежит попросить в долг у сестры (в чем та, к ее чести будет замечено, никогда не отказывает).
Вот такие разные дети растут в одной семье. Кстати, у их родителей манера тратить деньги похожа: к маме больше подходит выражение "транжироа", а папа считается - "прижимистым".
Наверно, нет более бессмысленного вопроса, чем вопрос о том, как все-таки правильнее распоряжаться деньгами. Ясно, что здесь (и не только здесь) хороша золотая середина, и так же ясно, что каждый из нас все же тяготеет к тому или иному полюсу. Уже в детстве у человека складывается определенный финансовый стиль, который сохраняется в течение всей жизни.
Карманные деньги - не средство шантажа.
Итак, вы решили давать ребенку деньги, допустим, на неделю. И что? В конце будете требовать точный и подробный отчет, на что они потрачены? Представьте себя на месте ребенка. Наверняка, вам показалось бы унизительным отчитываться по всем мелким тратам: съела булочку, выпила чашку кофе, купила жвачку... Деньги не должны вырастать до символа власти. Даже если вы такой смысл не вкладываете, ребенок может воспринимать выдачу денег и проверку как проявление вашей власти, подавление его личности, самостоятельности. Нельзя давать малышу деньги в зависимости от вашего настроения. Настроение хорошее - вот тебе пятерка, плохое - ничего. Это звучит как: "Хочу - дам, хочу - нет", "Будешь хорошим - получишь". И если в этой ситуации ребенок начинает вам врать или потихоньку брать деньги - вряд ли это его вина. Он ощущает эту ситуацию как унизительную и в силу своих ограниченных возможностей пытается повернуть ее в свою пользу.
Ольге - 16. У нее строгая и властная мать. Одним из методов “воспитания” является лишение дочки суммы “на завтраки”. Однажды Оля, в качестве протеста, перестала есть то, что готовит мама: “Теперь не упрекнете, что я сижу на вашей шее”. Почти две недели она питалась одной овсянкой. Выбор был неслучайным: мама ни за что не заметила бы уменьшения ее запасов, да и не поверила бы, что дочка может есть эту нелюбимую с детства кашу. Как-то на уроке физкультуры Оле стало плохо. Врачи определили причину: недостаток полноценного питания в период весеннего авитаминоза. Вызванная в школу мама недоумевала: “Я не упрекала ее куском, просто учила уму-разуму. Извинилась бы, и все было бы в порядке. Мне ж не жалко этих денег…”
Нытье как метод вымогательства
Знакомая картина: малыш, ноющий под витриной киоска: “Ну купи-и-и, Ну пож-а-алуйста!”. Что при этом испытывает родитель - объяснять не надо. И чаще всего, чтобы нытье прекратилось, достает кошелек и покупает жвачку, конфетку, карандашик.
Даже маленький ребенок вполне способен воспринять, пусть и не с первого раза, спокойное объяснение. Но если его вымогательства увенчались успехом, он быстро усвоит: способ работает! И тогда истерики перед красочной витриной войдут в вашу обыденность прочно и надолго.
Конечно, в жизни ребенка должны присутствовать маленькие радости. А покупки, сделанные в раздражении, под давлением слез, радости не принесут. Скорее, они научат малыша, как можно манипулировать близкими людьми.
Если ребенку 6-7 лет, вы вполне можете покупку “радостей жизни” переложить на его плечи. Пусть сам (по началу - с вашей помощью) распоряжается суммой “на сладкое”. Потратит все в первый день – неделю будет сидеть без конфет, обижаться-то не на кого.
С малышом, пока еще не имеющим карманных денег, тоже можно договориться, что раз в день, в неделю, в месяц (в зависимости от ваших финансовых возможностей) ему обязательно купят те лакомства, которые он просит.
Мнение детского психолога Ирины ВЫГОНСКОЙ
Если семья гармонична, то все ее члены равноправны и все решения, в том числе о покупках или о карманных деньгах, принимаются на семейном совете. Самое главное для ребенка - отношение к деньгам в семье. Этот настрой он “впитывает”, с ним живет всю жизнь.
Как-то за психологической помощью ко мне обратился предприниматель , у которого не ладился бизнес. Первопричиной оказались установки на “безденьжье”, сформировавшиеся в детстве.
Если в семье постоянно звучат фразы “Где взять деньги?”, “Нет денег”, “Нет работы”, “Мы бедные”, “Деньги только у богатых”, у ребенка подсознательно формируется негативное отношение к деньгам. А это влияет на всю его последующую жизнь.
Очень важно прививать малышу уважительное отношение к деньгам, понимание того, что они необходимы в жизни. “Деньги –хорошо”, “Они существуют в мире”, “У меня всегда будут деньги”, “Я заработаю”, “Я получу то, что нужно”. Положительная установка ребенка на деньги останется с ним во взрослой жизни. Он вырастет более приспособленным, успешным, с пониманием будет относиться и к бедным и к богатым.
Ведь дело здесь не в количестве денег, а в отношении к ним. Если малыш просит купить ролики, мудрая мать не скажет: “Нет, мы их никогда не купим, у нас нет на них денег”. Она скажет: “Знаешь, мы не можем сделать это прямо сейчас. Давай подумаем, как и когда мы сможем на них заработать”.
Нужно ли детям зарабатывать деньги?
К сожалению, в нашем обществе ребенку тяжело найти возможность достойного и посильного труда. Я знаю семью, в которой сын помогает отцу работать на лесопилке. Часть заработанных денег отец отдает сыну, ведь в их работе есть и его вклад. С этой суммы мальчик может купить себе то, что ему хочется: велосипед, ролики, магнитофон. Это его право.
Нельзя указывать ребенку, как потратить его собственные деньги. Если в семье принято обращаться друг к другу за советом, малыш сам спросит мнения родителей. Главное – уважать ребенка, себя, людей, мир, в котором есть место деньгам
"Мир семьи"