Главная Раннее развитие детей - Форум Я МАМА Регистрация Вход
01.12.2024 Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юляшка-ромашка  
Раннее развитие детей
Viktoriy@Дата: Четверг, 05.03.2009, 12:36 | Сообщение # 1
Незнакомка
Группа: Пользователи


Статус: Offline






Страна: Украина
Город: Цюрупинск
Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее... Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения. Это нечто совсем другое.

Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.

Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.

Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).

Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.

Это кубики с буквами ( или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.

Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.

Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.

Раннее развитие - это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.

Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.

Пусть у Вашего малыша будет активная мама!

 
Viktoriy@Дата: Четверг, 05.03.2009, 12:37 | Сообщение # 2
Незнакомка
Группа: Пользователи


Статус: Offline






Страна: Украина
Город: Цюрупинск
Предлагаю Вам познакомиться с наиболее выдающимися педагогами, посвятившими себя делу раннего развития детей.

Мария Монтессори - удивительная женщина, целиком посвятившая свою жизнь детям, родилась в Италии в середине 19 века и была первой в истории этой страны женщиной-доктором медицины. Ее называли пророком, главным реформатором педагогики 20 века.

Педагогика Монтессори родилась из живого наблюдения за детьми, их возрастными особенностями и потребностями.

Мария Монтессори создала педагогическую систему, которая состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок, вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок упражняет свои физические функции, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз: "помоги мне это сделать самому".

Монтессори - материал привлекает ребенка тем, что соответствует его естественным желаниям в том или ином возрасте. Монтессори заметила, например, что малыши 2-3 лет любят вставлять предметы в разные отверстия, и создала целую серию игр, основанных на этом стремлении, развивающих моторику малыша, его мышление (это рамки и вкладыши, цилиндры на подставках, другие материалы). Весь Монтессори - материал построен так, что ребенок может сам контролировать свои ошибки. Учителю нет нужды указывать ребенку на его ошибки, тем самым у ребенка не ущемляется чувство собственного достоинства, он уверен в своих силах.

Ребенок учиться работать с материалами сам и во взаимодействии с другими детьми в группе. Причем, он может свободно выбирать, как он сейчас будет себя вести, чем заниматься. Может выбирать род деятельности.

В домашних условиях использование Монтессори - материалов довольно проблематично, из-за того, что их довольно много. Но можно использовать отдельные элементы методики или пользоваться более простыми играми, основанными на идеях великого педагога. Можно придумывать довольно интересные игры и занятия "по-Монтессори", не имея вообще никакого специального оборудования, познакомившись с основными направлениями метода и проявив немного фантазии.

О методике Глена Домана слышали многие. У нее много последователей, но так же много оппонентов. Глен Доман - наш современник, выдающийся американский врач, основатель филадельфийского "Института ускоренного развития ребенка", как вольно переводиться оригинальное название "Better Baby Institute" (BBI).

В отличие от Монтессори, Глен Доман рекомендует приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира. С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого.

По мнению Домана, подобное опережающее обучение стимулирует развитие различных отделов мозга и благодаря чему ребенок развивается гораздо быстрее сверстников.

Книги Домана заражают читателя. Сразу хочется начинать делать так, как там написано. Но, к сожалению, методика очень трудоемка и практически невыполнима, так как отнимает львиную долю времени у ребенка, не оставляя возможности просто побегать, поиграть. Кстати, Доман является категорическим противником игрушек, считая, что на них только тратится драгоценное время. При пользовании методикой Домана, ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Он лишь пассивно поглощает информацию, не развивая творческие и исследовательские способности.

Тем не менее, при сочетании с другими педагогическими системами, элементы методики Домана дают неплохие результаты. Главное, в чем Доман, несомненно, прав, это то, что чем меньше ребенок, тем легче он впитывает любые новые для него знания. Нужно успеть воспользоваться этим. Можно даже оставить систему карточек, так как малыши очень любят картинки, но только изменив подход к организации занятий и добавив к этому творческую и исследовательскую деятельность, развивающие игры.

Кстати, наиболее полная и эффективная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Болшева, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.

Ими открыто и описано явление "НУВЕРС" - "Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей". Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивают способности, заложенные в ребенке от природы. Автор называет свои игры "ступеньками творчества".

Игры Никитиных не являются чем-то застывшим, своего рода догмой. Каждая игра, по словам автора, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать;…такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет успешнее…, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка".

Необходимым условием успеха в применении игр Никитиных является непосредственное участие родителей в занятиях с ними. Это не игра-развлечение, которая покупается, чтобы "избавиться" от ребенка на некоторое время. Это игры для совместного времяпрепровождения. Но игры Никитиных, опять же, не могут быть единственным средством развития ребенка. Они должны быть уравновешены занятиями искусством и гуманитарными дисциплинами, которые в системе Никитиных практически совсем не представлены. Нет у Никитиных и своего метода обучения чтению и письму. Не вполне проработана математика.

К занятиям по системе Никитиных нужно добавлять элементы других развивающих методик. Наиболее полно и емко методы овладения чтением, письмом и счетом разработаны выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела Николаем Александровичем Зайцевым (р.1939).

Его многочисленные пособия, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это прежде всего игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала.

"Кубики Зайцева" - не просто кубики с буквами, это звучащие, разные по размерам и цветам кубики со всеми сразу складами русского языка, позволяющие ребенку (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течении нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам.

Можно использовать "складовой" принцип чтения и в применении других методик и пособий. "Математика Зайцева" - система таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, как производить действия с числами. Рассказывает о дробях и степенях. Открывает много других секретов. Эта методика хороша для деток от как 3 - 4 лет, так и учеников начальной школы. Малышам более раннего возраста она не годится по двум причинам, во-первых, мелкости изображений на таблицах, во-вторых, сложностью привлечения внимания крошек к процессу стояния у таблицы и ее рассматривания. Но многие из принципов математики Зайцева могут успешно использоваться в играх с различными играми и игрушками.

 
Viktoriy@Дата: Четверг, 05.03.2009, 12:40 | Сообщение # 3
Незнакомка
Группа: Пользователи


Статус: Offline






Страна: Украина
Город: Цюрупинск
Мы постоянно жалуемся на отсутствие времени. Нам явно не хватает двадцати четырех часов в сутках, чтобы переделать все, что наметили. Но самое главное, нам не хватает времени, чтобы заниматься с детьми. "Как бы хотелось учить малыша чтению, письму, рисованию, музыке … но где взять время на изготовление бесчисленных пособий, кубиков. карточек, игр, когда, наконец заниматься, если я не успеваю переделать все домашние дела!" - восклицаем мы. Что ж, давайте остановимся и посмотрим, что действительно необходимо делать, что надо делать проще, а что не надо делать вообще.

Что вообще не надо делать

Выяснение отношений. Интересно подсчитать, сколько времени мы тратим на ссоры с домашними, на "принципиальные" разногласия с бабушками, на "борьбу за равноправие" с мужем, на "воспитание" старших детей. "Обмен любезностями" нарастает как снежный ком, перерастает в бурные сцены, и вот уже мы, заплаканные, опустошенные, неспособны ни на какую продуктивную деятельность. Даже при наличии самых своеобразных родственников чаще всего полезнее ( для вас же, а тем более для вашего малыша) не раздувать скандалов, а стараться промолчать или спустить разговор на тормозах, как бы это ни было трудно. А там, глядишь, ровные спокойные отношения станут стилем жизни вашей семьи.

Телефон. Наши малыши должны быть главными сторонниками скорейшего введения повременной оплаты за телефон. Тогда их мамы обязательно найдут время для занятий с ними. Если же вынужденное затворничество все же для вас невыносимо, ведите задушевные разговоры с подругами, когда малыш спит, а чтобы не терять времени даром, почистите пока картошки на ужин или порежьте бумагу для карточек.

Телевизор. Откажитесь от ритуального просмотра любимых сериалов, дальнейшую судьбу героев вы легко вообразите сами. Если в течение дня есть действительно достойные передачи, а ребенок не спит, запишите их на видео или, если у вас его нет, попросите об этом знакомых. В конце концов, ничего не случится, если вы их и не посмотрите. Сидя у телевизора, займитесь чем-нибудь полезным, например, склейте кубики , сделайте новый альбом, сшейте куклу или мячик.

Макияж. Если вы собираетесь идти не на званый ужин, а на прогулку с малышом, абсолютно не обязательно тратить время на "боевую раскраску" и маникюр, на детской площадке их вряд ли оценят по достоинству, а вы сэкономите еще полчаса, а то и больше.

Дамские журналы. Не стоят ни времени, ни денег, затраченных на них. Если хотите переключиться, почитайте лучше хорошую книгу. (Книги, кстати стоят даже дешевле иллюстрированных журналов).
Конечно, вам необходимо отдыхать, необходимо иметь возможность развеяться и заняться собой, сходить без малыша в гости или театр, просто пройтись по улице, наконец. Если вы будете грамотно строить свой день, у вас обязательно останется время и для себя.

Теперь о тех делах, которые можно предельно упростить

Уборка. Ваше чадо громит ваш изысканный, тщательно продуманный интерьер? Строит дома из диванных подушек, стягивает скатерти, роняет вазы и статуэтки, пеленает кукол в ажурные салфеточки? Так уберите все это до поры до времени подальше. Главное украшение вашего дома -- это ваши дети. Отвезите к родственникам ненужную мебель, спрячьте собирающие пыль сувениры, переберите шкафы и выкиньте или отдайте вещи, которые храните "на всякий случай", а на их место положите то, что загромождает комнаты. Убирать сразу станет проще. Собираясь купить мебель или предмет интерьера, подумайте, не слишком ли сложно за ним ухаживать, не слишком ли он хрупок для дома, где есть малыши.

Стирка. Давно известно, что маленькие дети - это бесконечная стирка. Во-первых, постарайтесь приобрести максимально удобную из доступных вам стиральных машин. Лучше сэкономить на дорогой мебели для детской, Барби, трансформерах и новеньких костюмчиках, их можно взять по наследству у знакомых или купить в магазине "секонд-хенд". Или можно, например, предложить родственникам и друзьям в качестве подарка к рождению, крестинам или первому юбилею малыша внести свою лепту в покупку стиральной машины. Во-вторых, если дома нормальная температура (17-20 градусов), держите малыша голеньким все время, пока он не спит. В полтора-два года можно начать одевать трусики. Вы сэкономите не только время на стирку, но и деньги на лекарства - малыши прекрасно переносят прохладу, закаляются, реже и легче болеют, быстрее развиваются. Если вы не пользуетесь памперсами, прополаскивайте подгузники, пока они свежие, это гораздо быстрее и легче.

Глажка. Детские пеленки и ползунки вообще незачем гладить. Раньше считалось, что это необходимо, чтобы продезинфицировать белье, но уже давным-давно доказано, что ребенка не только не полезно, но и вредно держать в излишней стерильности, потому что у него не вырабатывается иммунитет к нормальным бактериям окружающей среды. Остальным членам семьи старайтесь покупать вещи, не нуждающиеся в глажке, не отжимайте элегантные вещи в стиральной машине, сушите их, аккуратно повесив на плечики; время на глажку значительно сократится. А то, что осталось, можно погладить во время любимой телепередачи.

Готовка. Не готовьте слишком сложных блюд, не пережаривайте продукты, прежде, чем приготовить суп или рагу, сократите время термообработки продуктов, вы не только быстрее управитесь с готовкой, но и сделаете ваши блюда вкуснее и полезнее. Если есть возможность, постарайтесь купить бытовую технику, которая облегчит ваш кухонный труд (посчитайте, сколько денег вы сэкономите потом на курсах и репетиторах для своего ребенка, и вы поймете, что расход оправдан)

Дети разного возраста
Если разница в возрасте невелика, старайтесь больше времени заниматься со старшим ребенком, давайте общие задания, ориентируясь на старшего, младший будет тянуться за ним и скорее всего не только не отстанет, о даже обгонит старшего. Кроме того, посильные занятия с малышом можно переложить на старшего, это будет только полезно обоим. Тем более следует привлекать к обучению маленького братьев и сестер более старшего возраста. Пяти-шестилетний с удовольствием покажет маленькому альбомы, попоет ему кубики, поиграет в лото. Хорошо читающего ребенка можно попросить почитать вслух, а того, кто не умеет или не любит - рассказать сказку. Если умело организовать дело, старшие дети с радостью примут участие в изготовлении пособий. Это, кстати, можно построить как учебное задание для старших. (Подобрать и вырезать картинки для альбома, собрать гербарий или коллекцию семян … ). Если ваши старшие дети учатся в школе, воздержитесь от гиперопеки: не делайте с ними уроки (помогать, особенно на первых порах, конечно, необходимо, но только тогда, когда ребенок сам об этом просит, дайте ему научиться отвечать за свои школьные дела, это будет для него гораздо полезнее полученных под вашим неусыпным оком пятерок), не сопровождайте повсюду, лучше потратьте немного времени, чтобы научить ребенка правилам безопасности, чтобы он был в состоянии перейти дорогу, проехать несколько остановок в транспорте, самостоятельно добраться до школы или бассейна. И уж конечно, необходимо привлекать старших детей к помощи по дому.

Но даже если упростить свой быт, домашние дела все равно занимают немало времени. Как быть? Делайте их вместе с детьми, ведь то, что для вас - нудная повседневная работа, для малыша - прекрасный путь к познанию мира. Если младенец не отпускает вас ни на минуту, просто посадите его в перевязь или "кенгурушку" и занимайтесь своими делами: ребеночек сможет осматриваться вокруг, а вы называйте предметы, которые берете: нож, картошка, огурец … чем, спрашивается, хуже карточек и альбомов? Там же, "не отходя от станка" можно покормить и усыпить малютку, и оба вы останетесь довольны: сытый, веселый малыш и спокойная, сделавшая все дела мамочка. Пока вы будете возиться на кухне, ползунок вдохновенно исполнит концерт для кастрюли с оркестром или углубится в недра посудного шкафа, только убедитесь заранее, что вы вынули оттуда опасные предметы. Кухня - идеальное место для монтессори-игр. Во время приготовления обеда посадите ребенка в высокий стульчик и предложите поиграть в "Золушку": насыпьте вперемежку разной крупы и попросите рассортировать, можно предложить раскладывать фасолинки по ячейкам для яиц или капать пипеткой подкрашенную водичку или сок в формочки для льда, можно писать пальчиками на манке или лепить из теста. Если вы моете посуду, дайте своему "помощнику" тазик и парочку плошек, это поможет ему постигать законы физики жидких тел. В кухне можно прекрасно заниматься и математикой: посчитать картофелины, почищенные мамой, посмотреть, сколько четвертинок в целой редиске или что больше, восьмая или десятая часть пирога.

Возможно, вам необходимо учиться или заниматься надомной работой. Не беда. Малыш и здесь с удовольствием "поможет" вам. Ворох лоскутков или нанизанные на тесьму пуговицы рядом с вашей швейной машиной помогут развитию мелкой моторики, молоточек и гвозди в столярной мастерской укрепят координацию движений, а сидя за письменным столом, посадите ребенка рядом и дайте ему бумагу и карандаш, и он с упоением будет "работать" вместе с вами. У одной моей подруги первая дочка родилась, когда она училась на классическом отделении филологического факультета, и большую часть дня проводила, занимаясь латынью и греческим, а девочка брала библиографические карточки и "училась" вместе с мамой. Сейчас девочка в седьмом классе гимназии, и любимый предмет у нее … латынь, которую она схватывает так легко и быстро, как будто когда-то уже учила ее и теперь вспоминает.

Можно было бы еще долго перечислять, как сделать жизнь с ребенком интереснее и плодотворнее, но я верю, что каждая мама найдет массу своих способов сэкономить время, как уделить своему малышу максимум внимания. Главное понять: если нам дается отпуск по уходу за ребенком, мы должны тратить его на ребенка, а не на все остальное, ведь он совсем недолго будет маленьким, и нам так много нужно успеть сделать.

 
Viktoriy@Дата: Четверг, 05.03.2009, 12:42 | Сообщение # 4
Незнакомка
Группа: Пользователи


Статус: Offline






Страна: Украина
Город: Цюрупинск
Мнения педагогов разных времён о раннем развитии
Некоторые думают, что не следует начинать учить детей раньше семилетнего возраста, так как, по их мнению, до этого времени ни способности, ни физические силы детей не позволяют еще заниматься учением. […] Но основательно рассуждают те, которые думают ….что ни одного времени в жизни человеческой не следует опускать без внимания .[ … ] Так почему же нельзя бы приучить к наукам в том возрасте, когда можно приучить к благонравию? [ …] Зачем же, в ожидании семилетнего возраста, пренебрегать выгодой, какова бы она ни была? Правда, в таком раннем возрасте он немногому научится, однако чему-нибудь все большему научится в тот год, когда ему следовало бы учится и этому немногому. Таким образом, он год от года будет приобретать познания и достигнет желаемого успеха; и сколько времени выиграется в детстве, столько сбережется для юношества. [….] Итак, не станем напрасно терять времени, тем более, что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени. Я не осуждаю известного способа заохочивать детей к учению, т.е. давать им вместо игрушки буквы, сделанные из слоновой кости ….Когда же дети начнут учиться письму, то не худо бы давать им дощечки с искусно вырезанными на них буквами, чтобы по черточкам, как по бороздкам, ходил стиль; удерживаемый с обеих сторон, он не скользил бы, как бывает на воску , и дитя путем постоянного подражания научится писать тверже и чище.
"О воспитании оратора", Марк Фабий Квинтилиан, 42-118 гг. н. э. - крупнейший представитель педагогической мысли древнего Рима

Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и легче всего принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок. Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно; но если оно выросло, это невозможно сделать. […] Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку. У него мозг (как мы выше сказали), воспринимая попадающие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу высыхает он и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью. Отсюда известное выражение Цицерона : "Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов". Только то в человеке прочно и устойчиво, что он воспитывает в себе в раннем возрасте.
"Великая дидактика", Ян Амос Коменский, 1592-1670

Немало хлопочут найти лучшие методы для обучения чтению, придумывают конторки, карточки; Комнату ребенка превращают в мастерскую типографии. Локк хочет, чтобы ребенок учился читать по игральным костям. Не правда ли, какое прекрасное изобретение? Как жаль! Средство боле верное, чем все это, - средство, о котором все забывают, - это желание учиться. Внушите ребенку это желание и затем оставьте в покое ваши конторки и игральные кости, - всякая метода будет хороша для него. Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко. Эмиль получает иной раз от отца, родных или друзей записки с приглашением на обед, прогулку, катание на лодке, с приглашением посмотреть какой-нибудь общественный праздник. Записки эти коротки, ясны, отчетливы и хорошо написаны. Нужно найти кого-нибудь, кто бы прочел их; такого человека не всегда найдешь в данное время или он мало склонен к услуге за вчерашнюю неуслужливость ребенка. Таким образом, случай, момент проходит. Наконец ему читают записку, но уже поздно. Ах, если бы он сам умел читать! Получают еще записки: они так коротки, содержание так интересует! Хотелось бы попробовать разобрать их; другие то помогают, то отказывают. Ребенок напрягает силы, наконец разбирает половину записки: дело идет о том, что завтра предстоит есть крем… Но где и с кем? Сколько тратится усилий, чтобы прочитать и остальное! Я не думаю, чтобы Эмилю понадобилась конторка…
"Эмиль, или о воспитании", Жан-Жак Руссо, 1712-1778

Те, которые имели возможность внимательно наблюдать жизнь и развитие детей, легко могли убедиться, что много хорошего и плохого в их характере и склонностях образуется в них раньше достижения ими второго года их жизни и что некоторые стойкие склонности развиваются в них к концу первых двенадцати или даже шести месяцев их существования. Чтобы избежать этого зла ("узкой специализации", знания только определенного предмета - М.Ш.), которое будет держать человечество на чрезвычайно низком уровне развития, все дети должны получать общее образование с ранней молодости, что сделает их понимающими цели общества, в высшей степени полезными для общества и способными принести ему много счастья. Каждый ребенок в возрасте до 12 лет может легко усвоить правильные общие основы всех знаний, какие человечество приобрело до сих пор…
Роберт Оуэн, 1771-1858

 
An4utaДата: Пятница, 29.05.2009, 21:35 | Сообщение # 5
Консультант форума
Группа: Гл. Модераторы
Сообщений: 1939

За 2000 сообщений
Статус: Offline






Страна: Украина
Город: Ирпень
Играем в развивающие игры.

Развивающими играми сегодня никого не удивишь. Любая заботливая мама стремится купить для своего крохи «Рамки и вкладыши Монтессори» и «Уникуб», разнообразные пазлы, игры-шнуровки, развивающие пособия по методике Зайцева, математические пособия. Обычно считается, что развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками, иногда сюда же относят игры, развивающие мелкую моторику рук, игры, помогающие обучить ребенка основам чтения и письма, игры и пособия, расширяющие кругозор малыша и дающие ему энциклопедические знания. На самом же деле, круг развивающих игр гораздо шире.

Очень часто в педагогической литературе можно встретить утверждение, что игра – это ведущий вид деятельности ребенка. Это не совсем верно. Правильнее было бы сказать, что вся жизнь малыша – это игра. Ребенок не мыслит себя вне игрового пространства, созданного его воображением. Он прокладывает настоящие дороги по бескрайней целине тарелки с кашей, всерьез беседует со сказочными существами, силуэты которых видятся ему в трещинах на обоях и пятнах на потолке. Малыш твердо знает, что вдоль весеннего ручья расположилось волшебное царство, которое населяет крохотный народец, а игрушки, стоит лишь ему закрыть глаза, вскакивают со своих мест и начинают вести бурную жизнь….

Поэтому обучение ребенка вообще не может проходить вне игры, а любая детская игра, тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная, может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать и дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

Принято считать, что развивающая игра обязательно заранее планируется, проходит под руководством и при непосредственном участии взрослого. Но наибольшую пользу приносит ребенку как раз спонтанная игра наедине с собой или в компании сверстников, когда малыш сам, по своей инициативе, приступает к тому или иному виду деятельности, сам проводит наблюдения, делает выводы, сам пытается применить на практике имеющиеся у него навыки и умения. Спонтанная игра стимулирует фантазию ребенка, развивает его творческие способности, а самостоятельно общаясь со сверстниками, постигая непростые законы детской субкультуры, малыш приобретает и столь необходимые ему социальные навыки. Поэтому, даже если вам кажется, что малыш попусту тратит время, катая по полу машинки или играя с приятелем в какую-то дурацкую игру, или просто сидит, мечтательно глядя в одну точку, не спешите его отрывать для более «полезных», как вам кажется, занятий. А вот когда ребенок просит поиграть с ним, не отказывайтесь, ссылаясь на занятость: домашние дела не кончатся никогда, а детство вашего крохи пролетит в одно мгновенье.

Очень часто от родителей двух - трехлетних детей приходится слышать: «Да он и не играет. Посидит минут пять и уходит». Чем младше ребенок, тем ниже его способность концентрировать внимание, тем меньше времени он способен заниматься одним видом деятельности. Поэтому не расстраивайтесь, если на подготовку вы затратите в несколько раз больше времени, чем на саму игру. «Урок» с двухлеткой может длиться и пять минут, и даже три.

Не всегда удается заинтересовать малыша новой игрой. Может оказаться, что он до нее еще не дорос. Не беда. Развивающие игры очень часто покупаются как бы немного «впрок». Многим детям нужно время, чтобы привыкнуть, присмотреться к новой игре. Доставайте ее время от времени и предлагайте ребенку поиграть. Если он категорически отказывается, попробуйте сами начать в нее играть, возможно, тогда малышу станет любопытно, что это вы делаете, и он захочет к вам присоединиться. Не расстраивайтесь, если Вася из соседнего подъезда уже складывает второй уровень «сложи квадрата», а ваш малыш еще и к первому подступиться не решается. Возможно, через некоторое время он за один присест одолеет сразу несколько этапов хитрой игры и пойдет дальше.Все дети развиваются по-разному, и нет никаких возрастных рамок, определяющих, когда и в какую игру играть ребенку.

Бывают периоды, когда дети вообще отказываются играть в «развивающие» (логические и словесные) игры. Например, между двумя и тремя годами, малыш начинает осознавать себя как обособленную самодостаточную личность. В это время он открывает для себя прелесть самостоятельной спонтанной игры и способен часами самозабвенно возиться с куклами или машинками. А четырехлетний, впервые обретя настоящих друзей во дворе или в детском саду, упивается радостями ребячьей компании. И тогда совершенно бесполезно пытаться увлечь ребенка кубиками Зайцева или «Уникубом». Некоторые родители воспринимают новые увлечения малыша крайне драматически: «перестал соображать», «ничем не интересуется», – восклицают они то встревожено, то раздраженно. На самом деле, переживать совершенно незачем. Если вы не будете форсировать события, через некоторое время, самостоятельно усвоив для себя что-то новое и важное, ваше чадо вновь с удовольствием вернется к «умным» играм.

Встречаются и дети, которые как будто вообще не интересуются развивающими играми. Как правило, это артистичные, возвышенные мечтатели, предпочитающие проводить время в мире своих грез. Не спешите тормошить малыша. Такие дети очень ранимы, их нервная система крайне хрупка. Заставив «романтика» быть как все, требуя от него совершенно несвойственного ему интереса к логическим играм и тяги к энциклопедическим знаниям, вы рискуете разрушить его тонко организованный душевный мир. Возможно, он чуть позже сверстников научится читать и считать, а может быть, и всегда будет слабоват в математике. Но за вашу чуткость и бережное отношения кроха со временем отблагодарит вас выдающимися художественными, музыкальными или литературными успехами.

Чтобы развивающие игры действительно принесли малышу максимум пользы, нужно правильно выбрать для них время и как следует подготовиться к игре. Если вы планируете, что игра займет много времени, не начинайте ее незадолго до обеда и сна или если вам вскоре нужно будет уйти. Увлеченный игрой малыш вряд ли захочет отрываться, а после перерыва ему придется долго включаться в игру заново. Никогда не играйте в игры, требующие значительных интеллектуальных усилий, когда малыш нездоров, перевозбужден, когда в его жизни произошли серьезные перемены. После переезда на новую квартиру, появления в доме новорожденного, поступления в детский сад стоит на некоторое время отказаться от сложных игр, пока ребенок не адаптируется (одним на это потребуется всего несколько часов, другим – несколько дней и даже недель).

Перед началом проверьте, есть ли у вас все необходимое, чтобы в разгар игры внезапно не выяснилось, что в доме нет, например, клея или решетки из-под яиц. Если для игры нужно заварить клейстер, подготовить массу для лепки, нарезать карточки, это тоже лучше сделать заранее, чтобы ребенку не пришлось ждать вас: он может заскучать и потерять интерес к игре. Лучше всего завести пару коробок, куда вы будете складывать все то, что может в ближайшее время понадобиться вам для игр: два-три десятка нарезанных карточек, несколько коробочек, бутылок и пузырьков разного калибра, клей, ножницы, цветную бумагу, обрезки тканей, веревки и т.д. В холодильнике в течение нескольких недель можно хранить клейстер в закрытой банке и тесто для лепки, завернутое в пленку.

Даже если вам кажется, что малыш уже не будет играть в ту или иную игру, не спешите выбрасывать или отдавать инвентарь, в том числе, и самодельный. Пособия и материалы могут еще пригодиться вам в новом качестве во время других игр, а может быть, спустя некоторое время ребенок захочет еще раз «повторить пройденное».

Не разрешайте детям использовать развивающие игры и дидактические материалы не по назначению. То есть, конечно же, малыш может складывать из деталей игры «Сложи узор» или «Тетриса» какую-то свою конструкцию, использовать их в качестве счетного материала, но вот варить из них суп для кукол или применять в качестве метательного орудия ни под каким видом нельзя.

Приучите ребенка обязательно убирать за собой после каждой игры, полоскать кисти, вытирать разлитую воду. Конечно, на первых порах вам придется не просто помогать ему в этом, а взять на себя большую часть работы. Но главное, чтобы это стало законом: кончил дело – убери за собой. Игры и дидактические материалы сразу после игры аккуратно убирайте на место.

Игра приносит ребенку наибольшую пользу, когда начинается по его инициативе, а не с подачи взрослого. Поэтому развивающие игры и пособия стоит класть так, чтобы они постоянно находились в поле зрения малыша, чтобы он не забыл об их существовании и мог в любой момент попросить вас поиграть с ним. Но при этом они должны лежать достаточно высоко, чтобы ребенок не мог взять их без вашего ведома, иначе очень скоро прекрасные и к тому же недешевые игры будут растеряны и испорчены.

Если вы заметили, что в наборе не достает каких-то деталей, спрячьте игру и не давайте ее малышу, пока все не найдется. Можно завести специальную коробочку или корзинку, в которую вы будете складывать случайно найденные фишки, детали головоломок, кубики и т. д., если почему-то нет времени сразу отправить их на место.

Никогда не берите на себя ту часть работы, которую ребенок может или хочет сделать сам. Ведь важен сам процесс игры, а вовсе не конечный результат, который, конечно, был бы намного лучше, если бы вы все сделали сами от начала до конца.

Возможно, малыш захочет играть по-своему, не так как предлагаете вы и не так, как написано в книжке. Не настаивайте. Ведь вариант, который он предложит, может оказаться ничуть не хуже вашего. А кроме того, именно активное, творческое участие ребенка в игре как раз и принесет ему больше всего пользы. Если же мы будем требовать, чтобы все было «как в книжке», малыш очень быстро потеряет интерес к таким играм и предпочтет общество кукол или приятелей.

Очень часто родителям не удается выдержать игровой тон. При малейшей неудаче или задержке они сбиваются на «учительские» интонации, начинают понукать или даже ругать ребенка. Этого ни в коем случае нельзя делать. Игра может быть игрой лишь в том случае, если вы отказываетесь от роли наставника и играете с малышом на равных. Не бойтесь уронить свой авторитет и отступить от заранее намеченного плана. Выслушивайте и старайтесь пустить в дело все предложения крохи, даже те, которые на первый взгляд кажутся смешными или нелепыми. Не забывайте вместе с ним восхищаться сделанными открытиями, радоваться успехам, пусть даже самым крохотным.

Почаще хвалите малыша. Его работы аккуратно развешивайте на стенках и расставляйте на полочках, обновляйте «экспозицию» только с его разрешения. Работы, которые стали для крохи уже пройденным этапом, не спешите выбрасывать. Заведите большую папку для картин (можно купить настоящую, художественную, а можно смастерить самостоятельно из упаковочного гофрированного картона) и коробку для всевозможных поделок. Через некоторое время малышу, да и вам вместе с ним, будет очень интересно посмотреть этот архив, сравнить старые, совсем еще неумелые работы с последними достижениями. Тогда можно будет решить, что достойно дальнейшего хранения, а что можно уже и выбросить.

Если в игре принимает участие несколько детей, обязательно сделайте так, чтобы каждый из них хотя бы один раз выиграл. Если вы хотите наградить победителей, награды должны достаться всем и быть абсолютно одинаковыми

В играх, где дети должны разделиться на команды, нужно проследить, чтобы силы были распределены более или менее равноценно. Если дети совсем маленькие, желательно, чтобы в каждой команде был один взрослый.

Бывает, что в играх, особенно «научно-исследовательских», нужно использовать огонь, горячую воду, режущие инструменты, другие опасные предметы. В этом случае ни в коем случае ни на минуту не оставляйте детей без присмотра: даже шестилетний, не говоря уж о трехлетнем, может серьезно порезаться или опрокинуть на себя кипяток. Параллельно учите детей технике безопасности, объясните, чем опасен кипящий чайник, открытый газовый кран, острый нож.

Во время игр, связанных с прыжками, лазаньем по деревьям, балансированием, обязательно проверьте надежность снарядов. Если ребенок впервые выполняет упражнение, не забывайте о страховке.

Играя на природе, объясните малышу, что нельзя пугать и мучить насекомых и животных, срывать без смысла растения, ломать ветки, засорять водоемы.

Чтобы не переживать по поводу безнадежно испачканного костюмчика, стоит на время «грязных игр» одевать специальную одежку, а еще лучше, если позволяет погода, просто раздевать малыша до трусиков.

Дошкольное детство мимолетно. Не успеете вы оглянуться, как прозвенит первый в жизни малыша звонок и настанет время серьезной учебы. Ну, а пока есть время для игр, не торопите кроху и не спешите заменять веселые игры нудными уроками. Пусть ваш подросший сын или дочь, оглянувшись назад, вспомнят, как давным-давно, еще до школы, они вместе с вами в увлекательных веселых играх шаг за шагом познавали мир

Добавлено (27.05.2009, 19:49)
---------------------------------------------
Развивающие игрушки

Выбирая малышу игрушку, часто ли мы задумываемся о том, насколько она будет ему полезной? Понравится ли ему с ней играть? Долго ли она будет интересна ребенку? Какие навыки и качества она разовьет у малыша? Давайте посмотрим, какие игры и игрушки можно по праву называть развивающими, а какие могут служить только для развлечения.

При грамотном выборе и поддержке взрослого игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка. Так, они могут формировать и развивать познавательную и личностную (эмоционально-волевую, коммуникативную) сферы ребенка.

Познавательные игрушки расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения и навыки. Они довольно широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это разнообразные шнуровки, вкладыши (матрешки, стаканчики, бочата, а также доски с углублениями, емкости с прорезями), кубики с нанесенным на них изображением, всевозможные мозаики, головоломки (плоские и объемные, развивающие образное, пространственное и творческое мышление), настольно-печатные игры (разрезные картинки, паззлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. На сегодняшний день существует множество различных вариантов - разнообразие касается как материалов, из которых выполнены детали, так и принципов их соединения. Многие конструкторы являются совместимыми, кроме того, производители стараются выпускать наборы с различным количеством деталей, делая возможным постепенное усложнение базового комплекта. Первые конструкторы должны содержать немногочисленные, но разнообразные по форме, цвету, величине детали.

Для полноценного развития малыша необходимы детские музыкальные инструменты - ударные (бубен, барабан, металлофон, кастаньеты) и духовые (дудочки, свистульки, губные гармошки, гудки). Они развивают чувство ритма, музыкальную культуру, способствуют профилактике заболеваний органов дыхания.

Игрушки, предполагающие развитие личностной сферы ребенка, используются им в сюжетно-ролевой игре. Это фигурки животных и людей, растений, предметы обихода, транспорт, предметы профессиональной деятельности человека (набор доктора, повара, продавца).

В освоении социального мира, мира взаимоотношений между людьми, могут помочь игрушки, предназначенные для театрализации - пальчиковые куклы, куклы-перчатки, настольно-плоскостной театр, марионетки.

Здесь также могут использоваться конструкторы, представляющие собой тематические наборы: по сказкам, по видам животных (домашние / дикие), по зонам
обитания, по типу поселения (деревня/город). С их помощью ребенок может разыгрывать разнообразные сюжеты, наблюдаемые им в реальной жизни или являющиеся предметом его фантазий.

Не следует забывать о народной игрушке. Она способствует формированию эстетического вкуса, базовых представлений о национальной культуре, обеспечивает связь времен. На сегодняшний день можно найти игрушки-забавы: курочки, мельница, мишка-верхолаз, раскачивающийся бычок, дергунчики (обеспечивающие кроме всего перечисленного еще и осознание причинно-следственных связей), также упомянутые выше свистульки, и, конечно, сюжетные фигурки, композиции, различные изделия народных промыслов, предназначенных для росписи (деревянные и глиняные).

Важность присутствия в игровом пространстве малыша народных игрушек, на мой взгляд, заключается еще и в том, что эти объекты выполнены из натуральных материалов, обладают естественной цветовой гаммой и адекватно отражают окружающий мир. На фоне обилия игрушек из синтетических материалов (пластмасса, вспененные полимеры, пластизоль), часто окрашенных в яркие, вызывающие, иногда ядовитые оттенки, обладающих мультяшными свойствами (фрукты и овощи изображаются с глазами, руками и ногами) это особенно ценно. Формирующиеся органы чувств должны воспринимать сигналы из окружающего мира оптимальной силы и природосообразного качества, а не сверх-стимулы.

Отдельно хочется остановиться на представителях кукольного мира. Для маленького ребенка кукла - прежде всего олицетворение малыша, о котором хочется заботиться и эмоционально с ним взаимодействовать (приласкать, успокоить). Девочка пробует себя в роли матери, проигрывая с куклой различные варианты взаимоотношений, усвоенные модели поведения. На прилавках магазинов сейчас огромное количество совсем не детских кукол - Барби, комиксообразные куклы (с большими губами, бюстом, волосами до пят, в молодежной одежде). Это уже вполне взрослые девушки и состоявшиеся женщины (что доказывается не только стилем одежды, но и физиологическим строением тела), о которых не нужно заботиться. Более того, зачастую у подобных героинь есть разнообразное приданое: дома, транспорт, аксессуары, мебель. Маленькой девочке транслируются вполне определенные ценностные ориентиры, предъявляются образцы социализации (высокиетребования к внешности, сексуальность; материальный достаток, порой с излишествами; праздное времяпровождение - интересно, есть ли вообще комплекты, где Барби кем-то работает?).

Мальчикам же предлагаются многочисленные роботы и монстры, вкупе со всякой нечистью. Они вызывают асоциальные побуждения, стимулируют агрессивные импульсы в детской психике. Более того, роботы, монстры - существа не живые. Эта особенность накладывает отпечаток на представления о мире в целом, ценности человеческой жизни.

Раньше дети тоже играли в войну, сражались, применяя оружие. Однако, меч, шпага, даже пистолет предполагает наличие умений, определенных личностных качеств самого воина (храбрость, ловкость, скорость реакции). Роботы же, монстры не чувствуют боли, при сражении от них самих мало что зависит - огонь открыт на тотальное поражение всего живого и неживого вокруг.

Правда, не стоит полностью исключать подобные игрушки из ассортимента игровой. Детские психологи считают полезным наличие непривлекательных, устрашающих, "темных" игрушечных представителей (в количестве нескольких фигурок). Это позволяет отреагировать отрицательные эмоции, осознать собственные агрессивные импульсы и нежелательные (антисоциальные) стороны личности. Баба-Яга, змея или паук, грозный воин вполне могут послужить для подобных функций детям с 3-4 лет. Однако стоит учитывать индивидуальные особенности собственного ребенка (его эмоциональную чувствительность, нервную возбудимость и уровень тревожности). Кроме того, "страшилок" лучше держать в отдельном контейнере, емкости, который может быть задействован при необходимости. Барби же сослужит хорошую службу в школьном возрасте - поможет формированию вкуса в одежде, развитию дизайнерских способностей.

Современные дети нередко получают в подарок игрушки, изначально озвученные и наделенные сложными движениями самим производителем. Однако после того, как эффект новизны исчерпан, как правило, игрушка откладывается, ребенок активно с ней не играет. И это не случайно - подобная игрушка не способна выражать переживания своего хозяина, ее нельзя озвучить собственным голосом, пытаться выполнять ею желаемые действия.

Производители модных современных игрушек снабжают потребителя многочисленными принадлежностями, являющимися точными копиями реальных предметов (памперсы, одежда и коляски для пупсов; амуниция, техническое оснащение для монстров). Это изобилие аксессуаров таит в себе подвох: ребенок "застревает" на предметном манипулировании (простые действия с предметами) и испытывает трудности в замещении отсутствующих предметов и функций (например, ножиком может быть карандаш или линейка). Поэтому не стоит забывать, что подобные наборы, хоть и красиво выглядят, хоть и вызывают восторг у ребенка при первом знакомстве, вряд ли принесут ему большую пользу для творческого и личностного развития.

В целом основными характеристиками развивающей игры выступают следующие качества: многовариантность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.

Автор: Галина Данилкина, детский психолог

Добавлено (29.05.2009, 18:49)
---------------------------------------------
Купаемся и развиваемся
Но вот малыш понемногу подрастает. И в ответ на ваши "ладушки" хохочет, вырывает крохотные ручонки и хлопает сам, показывая, что вот он какой большой, вот как научился! А это значит, что пора переходить от пассивного воздействия на пальчики к самому что ни на есть активному — всевозможным упражнениям, которые кроха будет учиться выполнять самостоятельно. Множество таких замечательно полезных игр можно придумать во время купания! Например, хлопать ладошкой по поверхности воды, создавая вокруг себя множество брызг. И это не только веселье, но и водяной массаж ладошек. Запустите в ванну всевозможные емкости: пластиковые стаканчики, мисочки, бутылочки, ложки. Покажите малышу, как переливать воду из одного стаканчика в другой, как наливать жидкость из маленькой бутылочки. Не беда, если водяная струйка не сразу попадет по назначению. Во всем нужна тренировка. Чуть подросший малыш уже сможет наполнить маленькую миску, зачерпывая воду ложечкой. Научите кроху набирать воду в одноразовый шприц и поливать ею уток, лягушек и других резиновых приятелей. Дайте ребенку зубную щетку, и пусть он водит пальчиком по щетине. Помогите ему помассировать каждый пальчик по очереди.

Полезное упражнение в стиле М. Монтессори — игра с поролоновой губкой. Подберите для крохи небольшую, достаточно мягкую мочалку и покажите, как набирать ею воду и отжимать в миску. Часто это занятие так увлекает малышей, что они готовы посвятить ему все время купания. Соберите несколько пустых флаконов из-под шампуней и дайте маленькому купальщику. Раскручивание и закручивание пробок, сдирание крышечек, наполнение бутылок водой — отличная тренировка моторики.

Бросьте на дно ванны небольшие тонущие предметы: камушки, пуговицы. Попросите кроху достать их оттуда. Следите, чтобы малыш захватывал предметы по-разному. Можно брать их и кулачком, и загребать всеми пальчиками. Но полезнее всего отрабатывать так называемый "пинцетный захват", когда в работе участвуют всего два пальчика: большой и указательный. Выловленные сокровища можно складывать в стаканчик, а потом снова высыпать в ванную. Думаю, не стоит напоминать, что следить за малышом во время подобных игр нужно особенно внимательно. Если запустить в воду мелочевку из киндер-сюрпризов, можно "спасать" ее, вылавливая ложкой или маленьким ситечком. Для малышей постарше добавьте к этому джентльменскому набору десяток пластмассовых нетугих прищепок и пластиковую одноразовую тарелочку. Сидя в ванной, можно сделать импровизированное солнышко, прицепив прищепки к тарелке в виде лучиков. Ну и, конечно, отличная игрушка для ванной — набор фигурок из вспененной резины. Чем мельче они будут, тем лучше подойдут для нашей задачи. Их можно самозабвенно лепить на мокрую стенку и восторженно отдирать бесконечное количество раз, параллельно изучая морских животных, геометрические фигурки и даже буквы с цифрами.

Добавлено (29.05.2009, 21:24)
---------------------------------------------
Всего понемножку
Не секрет, что малыши любят рвать бумагу. Подобное занятие приносит маме множество проблем, начиная от испорченных книг и кончая проглоченной малышом бумагой. Но из подобного безобразия тоже можно извлечь определенную пользу, если время от времени специально выдавать малышу бумагу "на растерзание". Конечно, мусора будет много, но пользы еще больше. Упражнения с бумагой не только развивают моторику, но и помогают малышу освободиться от накопившегося раздражения, сбросить негативную энергию. Только не давайте крохе газеты или журналы, пусть это будет белая писчая бумага или бумажные салфетки. Что же можно делать с бумагой? Ее можно мять и снова расправлять, разглаживать ладошкой, рвать на полоски или отщипывать маленькие кусочки. С малышами от полутора лет попробуйте сделать простенькую обрывную аппликацию. Дайте малышу салфетку и покажите, как отрывать от нее по кусочку и клеить на лист смазанной клеем бумаги. Можно вырезать из картона какой-нибудь силуэт, например тарелочку или животное, и клеить бумажные обрывки на него. Собачке можно прилепить пятнышки, тигру — полоски. Научите малыша сминать оторванную бумагу в комочек. Так может получиться объемный снегопад или цветы на зеленой лужайке.

Дайте малышу пластиковую бутылку и покажите, как засовывать в горлышко кусочки оторванной бумаги. Предварительно их можно скатывать в шарики. Разбросайте на полу зачищенные от серы спички и пуговицы. Расскажите, что вы пришли в лес, чтобы собрать грибы и ягоды. Вместе с малышом подбирайте с пола "трофеи" и проталкивайте в бутылку. Все это можно проделывать под веселую песенку, например "По малинку в сад пойдем..." Вот вам одновременно и веселая забава, и полезное упражнение.

Подросшего малыша учите обводить свою ладошку и разные подручные предметы: блюдца, стаканчики, формочки для печенья, формочки для песка. А еще маленькие пальчики могут стать настоящими театральными артистами с гримом и яркими костюмами. Для этого нужно всего лишь нарисовать фломастерами на подушечках пальцев личики или мордочки. Фломастеры лучше брать на водной основе. Они легко смываются. Так можно разыграть любую простую сказку вроде "Колобка" или "Теремка". А можно поиграть и чуть иначе. Для этого вам нужно будет заранее смастерить пальчиковые куклы. Возможных вариантов здесь много. Например, рисуете на картоне головки персонажей (бабушка, дедушка, внучка, медведь, Колобок и т.п.) небольшого размера. Раскрашиваете и вырезаете. Теперь нужно приклеить к ним бумажные ободки-колечки, с помощью которых они и будут одеваться на пальчики. Вместо бумажных ободков можете приклеить или пришить к "маскам" крохотные резиночки для волос. Такое крепление надежнее бумажного, кукол удобно одевать на пальчики, и они хорошо держатся. При желании можно украсить ваших пальчиковых кукол волосами из толстых шерстяных ниток, завязать им бантики и т.п. Если с рисованием туго (учтите, что шедевров от вас не требуется: чем проще и смешнее — тем лучше), поступите иначе. Возьмите простенькую недорогую детскую книжечку со сказкой (например, все с тем же Колобком), вырежьте оттуда героев, наклейте на картон, а дальше вы уже знаете. Имея маленькую коробочку с арсеналом таких кукол, вам не придется скучать ни дома, ни в долгой очереди к врачу. Всегда можно разыграть знакомую сказку, или придумать свою, перемешав персонажей из нескольких историй. И весело, и полезно.

Добавлено (29.05.2009, 21:26)
---------------------------------------------
Развиваем моторику мамы
Если у мамы есть время, желание и умение, она сможет сделать для любимого малыша всевозможные игрушки и приспособления, которые станут эффективными тренажерами детских пальчиков почти с рождения. Например, несколько мешочков из ткани разных фактур с разными же наполнителями (фасоль, горох, соль, пшено, гречка), подвешенные в кроватке, станут полезной забавой для малыша. Наполнять мешочки нужно не туго, а швы хорошо прострочить, чтобы они не порвались от сильного рывка маленького богатыря. По этому же принципу можно сшить мягкую игрушку. Например, гусеницу из шариков с разными наполнителями. Или симпатичную божью коровку с разномастными лапками и шершавыми кружочками на спинке. Лапки можно сделать из довольно толстых веревок с завязанными на них узелками. Сначала малыш будет просто перебирать узелки пальчиками, затем научится их развязывать, а чуть позже сможет и завязать. На спинке у жучка можно расположить множество полезных приспособлений: нанизанные на веревочку крупные пуговицы, бусины или костяшки от старых счет, всевозможные шнурочки и застежки-липучки, молнии, ремешки и пряжки. Забавляясь с игрушкой, малыш параллельно будет тренировать пальчики. Кстати, если специально сшить игрушку не получается, можно взять подходящую покупную зверушку или симпатичную детскую подушечку и нашить все это мелкое разнообразие на нее.

Наверняка любопытному крохе понравится коврик с чудо-домиком. Размеры его зависят только от вашего желания повозиться. На матерчатую основу нашейте изображение домика (или даже нескольких). Главное, чтобы у теремка было много окон и дверей. Закрываться они будут на всевозможные застежки. Здесь могут быть и пуговицы с петельками, и крючки, и липучки, и молнии, и ремешки, и шнурки-завязки, и кнопки. Неплохо, если из окошек будут выглядывать жители теремка. Дальше все зависит только от вашей фантазии. В работе можно использовать и ткани разных фактур, и нашить все те же веревочки с узелками и пуговички-бусинки. Можете не сомневаться, сделанный добрыми и любящими мамиными или бабушкиными руками, такой коврик станет любимой игрушкой крохи.

Веселых игр вашему малышу и его маленьким пальчикам!

Добавлено (29.05.2009, 22:35)
---------------------------------------------
Детям советуют побольше играть в грязи
Недавнее исследование показало, что современным детям нужно почаще играть в грязные - в буквальном смысле этого слова - игры. Многим малышам для правильного развития недостает купания в лужах и откапывания червей.
Известную компанию Persil неожиданно заинтересовали вопросы роста и развития подрастающего поколения, в связи с чем было даже организовано специальное исследование. Результаты сего научного труда показали, что детям просто-таки необходимо для правильного формирования интеллекта и крепкого здоровья почаще играть в грязи.
Итак, по выводам исследователей, британские дети в последние годы стали невероятными чистюлями, которых привлекают только спокойные, безопасные и аккуратные игры. Треть ребятишек сторонится любых занятий, в ходе которых можно запачкаться. А между тем каждому малышу до 10 лет жизненно необходимы забавы, в процессе которых можно измазаться просто с головы до ног.
Оказывается, нормальное развитие ребенка абсолютно невозможно без таких познавательных и укрепляющих здоровье занятий, как лепка из природной глины (а не модных синтетических материалов), сбор лягушачьей икры, велосипедные гонки по лужам и закапывание товарищей в песок. Составлен даже специальный список из 33 обязательных развивающих развлечений. Согласитесь, это действительно здорово: кататься по траве, делать духи из цветочных лепестков, строить гнезда и норы или лепить куличики из песка и грязи!
Наиболее увлекательными из этих полезных занятий сами британские дети признали сооружение песчаных замков на пляже и лазание по деревьям, каждый шестой ребенок признался, что обожает строить себе убежища, а 3% очень нравится выкапывать из земли червей. По утверждению Persil, грязь - это просто естественная часть познания, наслаждения жизнью, роста и развития для каждого человека. В принципе неудивительно, что именно компания - производитель стиральных порошков пропагандирует такой образ жизни для детишек. (РБК.ру).



 
elenazimina8888Дата: Вторник, 30.05.2017, 10:38 | Сообщение # 6
Незнакомка
Группа: Пользователи
Сообщений: 1


Статус: Offline






Страна:
Город:
Лично нам с ребенком в плане психологического развития очень хорошо помогла семейный психолог https://kreativity.ru/article-marina-rosen
 
lubovmДата: Понедельник, 17.07.2017, 16:25 | Сообщение # 7
Незнакомка
Группа: Пользователи
Сообщений: 3


Статус: Offline






Страна:
Город:
интересно, как психологи оценивают игры на планшете. ведь не секрет, что онлайн-игры занимают немалое место в занятиях наших деток, их играх. я своей дочке разрешаю играть в развивающие игры ( нам вот эти очень подошли Финси http://www.fynsy.ru/tag/razvivayushhie) думаю, что дозированно такие занятие полезны и тоже развивают ребенка.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Последние сообщения Самые активные форумчане Самая высокая репутация Последние зарегистрированные
  • Стильная молодежная одежда на inmarket.in.ua (2)

  • Вы бы купили ребенку такой дорогой подарок? (7)

  • Файлообменник. Заработок на продаже файлов (0)

  • Куплю, обмен швейцарские франки 8 серии, старые английские фунты и др (0)

  • Игра "Когда в последний раз ВЫ?" (96)

  • yamama(10533)
    Магика(5356)
    Kristina(5300)
    КоролеваЯ(3673)
    Юляшка-ромашка(3542)
    Оленка_XXX(3484)
    crazy_fox(2351)
    An4uta(1939)
    Венера(1936)
    Карамелька(1661)
    yamama (135)
    Оленка_XXX (108)
    КоролеваЯ (98)
    Kristina (85)
    Юляшка-ромашка (82)
    Карамелька (82)
    An4uta (73)
    crazy_fox (62)
    martina (62)
    Венера (61)
    anasteishafurmanova (12.09.2024)
    Oleg7650 (10.09.2024)
    valetka583 (12.08.2024)
    edvardjila (09.08.2024)
    kykanasliva (09.08.2024)
    rittiukia (23.04.2024)
    twelve (18.04.2024)
    beequeensamantha (24.02.2024)
    ninokids (11.01.2024)
    artemovanat001 (20.10.2023)

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz