На мой взгляд, ключевым камнем преткновения служит мысль "Дети ДОЛЖНЫ уважать взрослых". Именно так - ДОЛЖНЫ! Взрослые (и родители, и учителя, и взрослые вообще (интересно, с какого возраста человека можно причислить к взрослым?)) могут творить что хотят - ненавидеть, кричать на детей, не пытаться хоть сколько то их понять, выдвигать самодурские требования, приказывать не объясняя ребенку мотивов своих поступков, не обращать на детей внимания, не уделять им времени (ну как, узнаем себя в описаниях?), вымещать на детях свое плохое настроение, требовать с них то, что они не могут или не хотят делать и при всем этом мы ТРЕБУЕМ от детей, чтобы они нас УВАЖАЛИ!
Так и говорим прямым текстом: "ты ДОЛЖЕН уважать старших (взрослых)!
Признаюсь честно - я считаю себя адекватной мамой, ну более-менее адекватной:)
И при этом меня иногда посещает мысль : "как мои дети еще ЛЮБЯТ меня?". Причем ТАК любят. Да я бы на их месте, будь у меня, к примеру, такая начальница - уже бы ДАВНО развернулась и ушла...
Как можно терпеть нас, таких взрослых? И любить при этом?
Но нам мало.
Нас ДОЛЖНЫ любить! Нас ДОЛЖНЫ уважать!
Можно узнать за ЧТО?
Я взрослый человек. Разве я уважаю поголовно всех, кто старше меня, ну, например, лет на 10-15?
Да мне даже в голову такое не придет!
Вы хотите, чтобы я уважала вас, так значит, это ВЫ ДОЛЖНЫ представлять из себя нечто, что можно уважать. Вы мне ДОЛЖНЫ понимаете? А не я ДОЛЖНА.
Если меня зовут Нина Николаевна и мои ученики говорят, что у меня "мордочка топором", значит Я ДОЛЖНА подумать, что же Я делаю НЕ ТАК.
По-моему, все ясно и понятно.
В чем здесь конфликт?
Дети - слава богу, часто еще говорят то что думают на самом деле (пока мы не научим их лицемерить). Так пока нам есть от кого услышать правду, надо ее слушать и меняться, а не затыкать им рот и кричать, что это "они" не правы.
И нет здесь мысли :"Все идиоты, один я умный". Здесь, слава Богу, здоровая ирония над неадекватными взрослыми.
Есть довольно известный билль о правах личности предложенный американскими психотерапевтами:
Билль о правах личности
ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:
1 ...иногда ставить себя на первое место
2 ...просить о помощи и эмоциональной поддержке
3 ...протестовать против несправедливого обращения или критики
4 ...иметь свое собственное мнение или убеждения
5 ...совершать ошибки, пока Вы не найдете правильный путь
6 ...предоставлять людям право решать caмим свои проблемы
7 ...говорить: “Спасибо, НЕТ”, “Извините, НЕТ”
8 ...не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным
9 ...побыть одному, даже если другим хочется Вашего общества
10 ...иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие
11 ...менять свои решения или изменять образ действий
12 ...добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает
ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:
1 ...быть безупречным на 100%
2 ...следовать за всеми
3 ...делать приятное неприятным Вам людям
4 ...любить людей, приносящих Вам вред
5 ...извиняться за то, что Вы были самим собой
6 ...выбиваться из сил ради других
7 ...чувствовать себя виноватым за свои желания
8 ...мириться с неприятной Вам ситуацией
9 ...жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было
10 ...сохранять отношения, ставшие оскорбительными
11 ...делать больше, чем Вам позволяет время
12 ...делать что-то, что Вы на самом деле не можете сделать
13 ...выполнять неразумные требования
14 ...отдавать что-то, что Вам на самом деле отдавать не хочется
15 ...нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения
16 ...отказываться от своего “Я” ради чего-бы то ни было или кого-бы то ни было.
У нас, у взрослых, есть большие проблемы с реализацией этого билля на практике, слишком уж "уважаем" того, кого "надо" и совсем не помним, что должны, в первую очередь, уважать себя! Только это мы и ДОЛЖНЫ - уважать СЕБЯ.
Если же мы хотим научить детей уважать себя, то, неужели, надо начинать с того, чтобы отбирать самоуважение у своих детей?
Недавно натолкнулась на интересный пост о том, почему НУЖНО уважать учителей:
" Мой недавний пост про школьный учителей сильно порадовал меня комментариями. Вкратце, я писал о том, что нет никакой разумной причины уважать школьных учителей больше, чем, например, автомехаников или парикмахеров.
На это тут же последовали возражения, разбирая которые я получил немало удовольствия. Радость мою омрачило только то, что лучший ответ нашёл не я, а френд [info]wsdmitry, который красиво разделался со следующим тезисом:
Учителей нужно уважать, так как они несут большую ответственность - от них зависит судьба наших детей.
Я бы, наверное, ответил в том ключе, что учителей много, и каждый в отдельности никакой ответственности не несёт. То есть, если какой-то отдельно взятый учитель и окажется сказочным раздолбаем, ничего страшного не случится.
Однако правильный ответ другой. Правильный ответ: "Тогда самым уважаемым человеком должен быть бандит, который бьёт свои жертвы стальной трубой по голове. Вот это -- действительно ответственная работа. Чуть не рассчитал удар - и потерпевший стал трупом или инвалидом".
Ответственность - это ещё не повод для уважения. И стритрейсеры, и бандиты, и продавцы наркотиков занимаются очень ответствественным делом. От их точного расчёта зависит судьба других людей. Чуть сильнее разбодяжил героин, чуть слабее надавил на педаль - и всё - здравствуйте, покойнички.
Впрочем, коллеги, про бандитов мы ещё поговорим ниже. Следующий тезис:
Учителей нужно уважать, так как хороших учителей помнят всю жизнь.
Ну, тут просто. Мы помним всю жизнь любых людей, с которыми много общались. Своих друзей-одноклассников, например. Почему же мы должны уважать учителей сильнее, чем своих одноклассников? Особенно, если учесть, что и одноклассники влияли на нас.
У учителей тяжёлая работа. Представьте себе - парикмахер Вас стрижёт, а Вы ёрзаете на стуле, жуёте жвачку и чешете задницу. Ну не ад ли это?
Знаете, недавно мы с товарищем возвращались с переговоров на его джипе и, так уж получилось, у него прокололось колесо. Так как на улице был дождь, а одежда у нас была чистой, вызвали по телефону техподдержку.
Через двадцать минут приехал молодой парень на Оке и попытался поставить запаску. Спущенное колесо он отвинтил довольно быстро, а вот с запаской не заладилось - она прикипела к днищу джипа и не хотела вылезать. Так он расстелил коврик прямо в луже за джипом, лёг туда, и полчаса ковырялся под днищем отвёрткой. Это всё под дождём и при температуре примерно градусов в десять.
Мы с товарищем, окоченевшие, прыгали вокруг машины и удивлялись - как он вообще может работать в таких условиях. Холодно, мокро, грязно, лёжа на асфальте - просто пытка какая-то.
Короче, в каждой работе есть свои неприятные моменты. И "вертящийся ребёнок" -- это просто сущая мелочь по сравнению с реальными неудобствами других профессий.
Учитель тратит массу нервов в процессе работы
Да, действительно, это так. Неумелый учитель тратит в процессе работы массу нервов. Многие учителя отвратительно подготовлены психологически и не умеют работать с детьми.
Но разве их неумение - повод для уважения?
Плохой плотник, например, будет постоянно бить себя молотком по пальцам. А плохой водитель будет постоянно попадать в ДТП. Однако лично я, например, буду больше уважать водителя, который ездит без проишествий.
Учителей нужно уважать, чтобы школьник привык уважать старших по званию
Есть такое дело. С этим согласен. Если мы хотим, чтобы ребёнок уважал сильных -- пусть уважает и учителя. Проблема только в том, что не все хотят, чтобы их дети были послушными винтиками.
Учителей нужно уважать, так как учитель может дать путёвку в жизнь.
Действительно, хороший учитель может дать ученикам путёвку в жизнь. Однако то же самое можно сказать о человеке любой профессии.
Например, много лет назад я случайно столкнулся по работе с одним строителем. И он спросил меня: "Фриц, ты вроде толковый парень, почему у тебя нет своего бизнеса?". Я крепко задумался над этими словами и, как видите, сейчас у меня собственный бизнес есть.
Так что же - нужно уважать строителей сильнее учителей? Или таки нужно с уважением относиться к любому человеку, который говорит нам важные вещи?
Учителей нужно уважать, так как знание, например, математики важнее, чем знание стрижек и причёсок.
Знаете, Перельмана, возможно, и нужно сильно уважать. Но вот если сравнивать человека, умеющего стричь, и человека, знающего математику в объёме средней школы, то парикмахер, несомненно, полезнее для общества.
Важно не подменять понятия: научная работа -- это одно, а пересказ учебника -- совсем другое. Не так уж много существует школьных учителей, которые двигают науку вперёд.
Учитель делает то, что Вы делать не умеете в принципе
Я полагаю, что большинство парикмахеров вполне способны без подготовки провести урок математики в начальной школе. А вот много ли учителей начальной школы способны без подготовки подстричь живого человека?
Ладно. Пожалуй, на этом разбор аргументов закончим. Вполне очевидно, что каких-то особых достоинств у профессии школьного учителя нет.
Однако почему же к учителям принято относиться с уважением? На самом деле, есть причина.
Вы знаете, кого в Италии называют "уважаемым человеком"? Рыцаря биты и паяльника - мафиози. Да-да, "уважаемые люди" - это народное название бандитов.
Вы знаете, почему негры в США говорят друг другу "respect", что значит "уважаю"? Именно потому, что уважение - это очень важно для чёрных бандитов.
Ведь что такое, если задуматься, уважение? Это признание твоего статуса. Признание того факта, что ты обладаешь определённым влиянием, и можешь доставить неприятности. Если не сам, так через своих знакомых.
Для бандитов статус -- очень важная вещь. Ведь бандиты, на самом деле, не так уж часто применяют силу. Как правило, бандиты излагают свою просьбу, и люди её выполняют. Из уважения. Из уважения к связям и силе бандитов.
Именно в таком смысле и нужно понимать требование учителей уважать их. Уважающий учителя ученик понимает, что учитель может его как следует нагнуть, поэтому не осмелится на пакости. И такое уважение, знаете, сильно помогает учебному процессу.
Ну а ещё сильнее уважали бы школьных учителей, если бы в наших школах были разрешены телесные наказания. Вот тогда учителя были бы реально круты в глазах своих учеников
Добавлено (17.05.2009, 23:43)
---------------------------------------------
Просьба-лучшая форма общения
Простая семейная забота - надо поехать к больной бабушке и отвезти ей продукты.
- Ты не можешь съездить? - спрашивает отец у пятнадцатилетней дочери.
Она мнется: у нее свидание.
- А ты не можешь? - спрашивает отец у сына-десятиклассника.
И он мнется: у него тренировка.
- Я бы съездил сам, но у меня срочные дела, - говорит отец.
- А давай позвоним бабушке, и я съезжу к ней после тренировки, ночью? Или утром до школы? - предлагает сын.
- Нет, ничего, я съезжу, - говорит отец. - Делать нечего, я съезжу.
Эту историю рассказывали на работе, и сослуживцы, конечно, возмущались:
- Но надо же воспитывать детей! К бабушке они поехать не могут! Я бы им показал!
Да не надо на каждом шагу воспитывать, надо решать деловой вопрос - кто поедет? Перед этим вопросом все равны. И ничего хорошего не вышло бы, если бы дочь вместо свидания поехала к бабушке, досадуя на нее. Это не принесло бы пользы ни дочери, ни бабушке. Да к тому же очень редко встречаются такие семейные дела, которые нельзя отложить на несколько часов.
Уступка не позорна, если она ведет к взаимопониманию, тогда она - победа. Уступка унижает, если ребенок добился ее силой, вне контакта с родителями, вне понимания: выклянчил, выпросил, добился капризным поведением.
Заставьте дочь или сына поехать - и в следующий раз придется заставлять, и всегда придется заставлять, да еще читать при этом проповеди о хорошем отношении к бабушке, о совести, о человечности и тому подобное. Попросите, проявляя готовность подменить, и в следующий раз детям будет неудобно отказаться. "Воспитывая" (в кавычках), мы пробуждаем дурные чувства; не воспитывая - добрые (вина, стыд, справедливость). В каком же случае действительно воспитывают?
Мы никогда не должны посягать на ребенка. Нам кажется, что его время ничего не стоит, что он бездельничает, лентяй, и потому его можно без разговоров посылать туда и сюда, просить о том и об этом. Нет. "Если ты можешь: если тебе не трудно: когда ты сможешь:" - вот начальные слова каждого обращения к ребенку. И уж во всяком случае - "пожалуйста" с просительной интонацией.
Сотрудничество с детьми держится не на требованиях, не на повелениях, не на приказах, а на просьбах.
Просьба - вот лучшая форма делового общения с детьми. Если бы меня спросили, в чем состоит что-то единственное, к чему надо приучать ребенка с самых малых лет, я бы ответил: умению откликаться на просьбы и умению просить, а не требовать. Культуре просьбы.
Я распоряжаюсь - ребенок или подчинится, или не подчинится. Но что делать, если он не подчинится?
Я распоряжаюсь - душевное усилие ребенка или нейтрально (выполнил распоряжение), или направлено против меня.
Но вот я прошу: И ребенку необходимо сделать душевное усилие навстречу мне, даже тогда, когда он просьбу выполнить не может или не хочет.
Распоряжаясь, я побуждаю ребенка думать о том, насколько разумно мое распоряжение. Просьба же содержит основание в себе самой: человек просит! Ведь и дети во дворе говорят между собой: "Ну тебя просят же!" - и это кажется им достаточным основанием. Просьба может быть неразумной, и все-таки ребенок откликнется: человек просит. Просьба дает ребенку ощущение свободы. Он делает все, что надо, но делает сам, по своей доброй воле. Он мог бы и не согласиться, ничего бы ему за это не было. Просьба вызывает к жизни только добрую волю.
Признаюсь, я чувствую некоторую неловкость, когда пишу о таких простых, каждому человеку понятных вещах. Но что делать? Я встречал множество родителей, которым и в голову не приходит о чем-то попросить ребенка. "Чтобы я стал у него просить? Да кто он такой, чтобы кланяться ему? Унижаться перед ним?"
Но гораздо унизительнее распоряжаться, видеть, что твое распоряжение не выполняется, и бегать по людям, жаловаться на своих детей и на "нынешних".
Отрывок из книги С. Соловейчика "Педагогика для всех