Долгие прогулки на улице — неотъемлемая часть детского времяпровождения. Дышать свежим воздухом несомненно полезнее, чем находиться целый день в четырех стенах. Во-первых это полезно для детского здоровья , во вторых — хороший стимул для развития речи ребенка.
Именно на улице у малыша складывается представление об окружающем его мире, а также накапливаются зрительные образы, которые побуждают его к обозначению всего этого словами. А то, какими словами, во многом зависит от мамы. Именно мама, используя те или иные слова, ту или иную интонацию, учит ребенка характеризовать окружающие его предметы и ситуации правильно. Когда это делать? С самого рождения.
Где бы вы ни гуляли с ребенком на улице — больше разговаривайте. Рассказывайте ребенку обо всем, что попадается вам на пути. Следите за взглядом вашего малыша. Описывайте все, на чем останавливается его взгляд, все, что он делает и все, что делают окружающие. Не скупитесь на слова, даже если вам кажется, что ребенок вас не поймет — не останавливайтесь. Просто разговаривайте. Анализируйте все, что происходит по сторонам, почему это происходит. Говорите простыми, понятными ребенку словами и выражениями, не скупитесь на эмоции. Малыш все впитывает, он накапливает свой пока еще пассивный словарный запас. И пройдет совсем немного времени до того момента, когда он выдаст вам все то, что услышал.
О чем говорить
Вот вы выходите на улицу из подъезда. Что вы первым увидели? Теплый, солнечный день. Скажите об этом ребенку. Скажите с радостной интонацией. Пусть он вместе с вами порадуется яркому, теплому, веселому солнышку. Если на асфальте лужи, опишите, какие они: глубокие, большие, маленькие, грязные, мокрые, круглые. А в лужах купаются голуби. Серые, черные, с зелеными шейками и розовыми лапками. Какие они: смешные, шустрые или неповоротливые. А рядом на кустике резвятся серые, шустрые воробьи, сидят яркие синички. Чем большим количеством слов вы описываете один и тот же объект — тем лучше. Именно использование синонимов, антонимов, слов с различными суффиксами расширяет возможности эмоционального развития ребенка.
У дороги
Пройдите чуть дальше и вот вы уже у дороги. А здесь столько всего интересного: машины большие и маленькие, тихие и шумные, мотоциклы и спец техника. Все интересно для маленького исследователя. Почему-то именно спецтехника вызывает повышенный интерес у маленьких детей. Может быть потому, что она создает больше шума, привлекая к себе внимание. Рассказывайте ребенку, как называется тот или иной вид транспорта, что он делает, из чего состоит, чем отличается от легковых машин. А легковые машины, они ведь тоже такие разные, и по цвету, и по форме, и по маркам. Их можно считать, рассматривать, сравнивать. Это так увлекательно...
На детской площадке
Развитие речи у ребенка процесс сложный, но на детской площадке есть столько всего интересного, о чем можно поговорить. Вот малыш нагнулся и поднял палочку. Какая она? Длинная или короткая, с листочками или без, с веточками или без них, гладкая или шершавая. Комментируйте все, что делает кроха.
В песочнице обратите внимание на то, какой песок: влажный, сухой, сыплется или склеивается. Помогите малышу сделать пасочки. Расскажите, что из влажного песка пасочки получаются лучше, чем из сухого, потому что он склеивается водичкой.
В песочнице можно найти много всего интересного: камушки, ракушки. Рассматривайте с малышом его находку, характкризуйте ее, обращайте внимание на детали. Так вы поможете своему ребенку развивать внимание, концентрироваться на чем-то конкретном.
Животные
Почему малыши часто называют кошечек и собачек «мяу» и «ава»? Потому что они во время прогулки слышат, какие звуки они издают. А если вы будете рассказывать о встречной собачке, какого она цвета, какой породы, длинношерстная или гладкошерстная, где она живет — вы расширите представление малыша об этом животном.
Очень нравится малышам наблюдать за птицами. Чтобы лучше их рассмотреть, возьмите с собой на прогулку кусочек хлеба или немного пшена. Дети обожают кормить голубей. Ведь их при этом можно еще и погонять :)
То же самое с белочками. Если по близости есть парк, наверняка там живут белочки, для них можно взять с собой немного орешков. Это так увлекательно стучать орешком по асфальту или орешком об орешек, призывая белочку. Некоторые подходят очень близко, если не спугнуть. Такую встречу с белочкой малыш запомнит надолго. У него будет масса эмоций. Расскажите ему, что белочка живет на дереве в дупле, что она любит есть орешки, что у нее острые зубки.
Яркое впечатление, положительная эмоция — одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Ведь малышу так хочется поделиться увиденным, а с помощью слов он может это сделать. Пусть сначала эти слова будут только ему понятны, но со временем слушая, как говорит мама, малыш будет учиться. И в скором времени ваш монолог перестанет быть монологом, а перерастет в диалог и чем дальше, тем больше ваш малыш будет удивлять вас своими меткими высказываниями, которые вы будете записывать в специальную тетрадку и потом читать и умиляться.
Зарег. на сайте Всего: 2013 Новых за месяц: 2 Новых за неделю: 1 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 2 Модераторов: 4 Проверенных: 92 Обычных юзеров: 1912 Из них Парней: 1044 Девушек: 969