Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что даже самому маленькому крохе необходима пища не только для роста, но и для развития интеллекта.
Каждая мама стремиться создать для своего сокровища самые лучшие условия, мечтая о том, что малыш вырастет не только здоровым и физически крепким, но и большим умницей.
А фундамент его будущих успехов необходимо заложить уже сейчас, когда карапуз только-только начинает осваивать окружающий мир. В раннем детстве особенно важно способствовать развитию сенсорных способностей малыша – т.е. его способности воспринимать окружающий мир во всем его многообразии. На первом году жизни необходимо помочь крохе накопить представления о цвете, форме и величине предметов, а затем, когда малыш немного подрастет, познакомить его с так называемыми сенсорными эталонами (проще говоря, научить распознавать и называть цвета, формы и величины).
В первые 2 месяца важно обеспечить органы чувств крохи «пищей» для их дальнейшего развития.
Позаботимся о зрении: предложим малышу рассматривать яркие игрушки.
Причем показывайте ребенку игрушки таким образом, чтобы он не видел при этом вас – ведь, какими бы замечательными не были окружающие его предметы, в первые месяцы самым привлекательным для ребенка является мамино лицо. И он будет очень стараться разглядеть именно вас. Конечно, ни в коем случае не лишайте его этой возможности, но несколько раз в день на минутку-другую обязательно привлеките его внимание к передвигаемым вами в разные стороны игрушкам.
Для тренировки различения предметов по цвету хорошо бы приобрести несколько ярких игрушек, одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету. Менять игрушки необходимо примерно раз в три дня.
Развиваем слух: погремушки чистых цветовых тонов, с негромким мелодичным звуком помогут малышу научиться отыскивать предмет по звуку. Встряхните игрушку сначала перед лицом крохи, а затем так, чтобы он не видел источник звука.
Вскоре малыш начнет поворачивать головку, пытаясь отыскать взглядом погремушку.
Примерно в месяц, когда малыш начнет активно двигаться, погремушки можно использовать следующим образом: возьмите яркую, новую погремушку, прикрепите к ней ленту (для этих целей идеально подходят тканевые погремушки), а другому концу ленты – погремушку, уже знакомую крохе.
Длина ленты должна быть такой, чтобы малыш при всплесках двигательной активность мог случайно задевать нижнюю игрушку.
Верхняя погремушка начнет двигаться и издавать звук, а ваш малыш постепенно поймет, каким образом заставить её позвенеть ещё.
Очень понравится ребенку гирлянда из игрушек, к которой подвешены ленты. Концы ленточек вложите в ладошку малышу – и он гораздо быстрее научится хватать ленточки сознательно, с целью заставить гирлянду двигаться.
Игрушки необходимо периодически менять. Замечательно подойдут для этой забавы яркие подвески для мобиля.
Примерно с двух месяцев показывайте предметы, когда малыш лежит на животике. Передвигайте их, привлекайте внимание крохи своим голосом и звучащими игрушками – малыш будет следить за ними, перемещая корпус и поворачивая голову.
С 2 до 5-6 месяцев малыш старательно учится владеть своими ручонками. Теперь он способен различать свойства предметов не только зрительно, но и осязаемо.
По-прежнему предлагайте ему игры с лентами – это одно из лучших упражнений для развития движений рук.
Примерно месяцев с трех пригодятся игрушки с рукояткой – они помогут малышу научиться хватать и удерживать предметы.
Уже сейчас незаменимыми помощниками для занятий с малышом станут различные пирамидки: обязательно давайте малышу, лежащему на животике, детали от пирамидок разного размера и формы.
Причем лучше использовать детали одинакового цвета и фактуры, но разной формы.
Пусть малыш поиграет двумя кольцами, а затем предложите ему новую форму (важно класть новый предмет в центр, между двумя уже знакомыми ему предметами).
В этом возрасте малыш с удовольствием будет разглядывать различные декоративные панно и подвески на кроватку – вы заметите, как он старается приблизиться к ним, чтобы рассмотреть получше.
Главное – не стоит помещать эти яркие «картинки» так, чтобы малыш видел их постоянно – он быстро потеряет интерес.
Показывайте их по нескольку минут пару раз в день – это правило относится ко всем игрушкам и пособиям, которые вы используете для занятий с карапузом.
Не стоит забывать и о развитии слуха: пусть малыш попробует раскачивать различных неваляшек – вы увидите, с каким усердием он будет делать это, добиваясь звучания игрушки.
Приблизительно месяцев с 4 малыш с огромным удовольствием начнет «музицировать» на игрушечном рояле. Поиграйте сами, привлекая внимание крохи. Затем предоставьте ему такую возможность. Если карапуз не справляется – возьмите его пальчики и покажите, как это сделать. Играйте по очереди и «в четыре руки».
Кроме того, предлагайте крохе слушать различные мелодии. Уже в этом возрасте малыш способен эмоционально реагировать на грустную и веселую музыку.
Вы получите огромное удовольствие, наблюдая за тем, какую радость доставят малышу такие занятия.
На следующем возрастном этапе – примерно до 9-10 месяцев – занятия становятся ещё более разнообразными.
Малышу наверняка понравится заниматься с гирляндой больших и маленьких предметов (сначала круглых, а затем разной формы): прикрепите на шнур различные кольца от пирамидки на расстоянии 2 см друг от друга.
Используйте предметы из разных материалов, разного цвета, формы, веса, издающие разные звуки − разглядывая и ощупывая их, постукивая ими друг о друга, малыш не только развлекается, но и развивает зрение, слух и тактильные ощущения.
Привяжите к игрушкам ленточки (разные по фактуре, но из натуральных материалов) – пусть малыш подтягивает игрушки к себе.
С этой целью можно использовать и воздушные шарики (только не надувайте их слишком сильно – лопнувший шарик может надолго испугать малыша).
Примерно месяцев в семь карапуз уже способен манипулировать бочонком или ведерком с крышкой.
Сложите туда различные мелкие игрушки и, придерживая бочонок руками, помогите малышу вынимать игрушки и вкладывать их назад.
В этом возрасте очень полезно тренировать умение малыша извлекать звуки: предложите ему постучать кубиками и брусочками из строительного набора, покажите, как постукивать в бубен предметами и ладошкой.
Малыш с большим удовольствием будет играть игрушками, издающими звук при сжимании. Обязательно предлагайте малышу игрушки из разных материалов – резиновые, пластмассовые и матерчатые.
Занимаясь с крохой, используйте слова «посмотри, открой, достань, положи, сложи, закрой» , а также названия предметов. Можно употреблять и названия цветов, форм, но не стоит стремиться к тому, чтобы кроха запоминал эти названия – это «дело будущего». Сейчас малыш учится различать цвета и формы на чувственном уровне.
После 9 месяцев для занятий с крохой незаменимы различные строительные наборы и конструкторы.
Вместе с малышом ставьте детали конструктора (разной формы и цвета) друг на друга, выясняя устойчивость этой «башенки», вынимайте и вкладывайте большие и маленькие кубики в большие и маленькие ведерко с крышками, начинайте возводить простейшие постройки, раскладывайте предметы на группы по цвету – всё это очень полезно для развития способностей крохи.
Кстати, для этого можно использовать также многофункциональное пособие блоки Дьенеша – в наборе вы найдете предметы различные по цвету, форме и величине.
Не забывайте про нашу старую знакомую – пирамидку: в этом возрасте малыш уже умеет нанизывать кольца на стержень.
Не огорчайтесь, что он ещё не обращает внимания на размер и цвет колец – очень скоро кроха научится собирать пирамидку «правильно», а пока его увлекает «сам процесс».
Если вы регулярно занимались с малышом, то уже к концу первого года его жизни вы сможете насладиться и первыми результатами – ваш карапуз будет активно познавать мир и очень многому научится.
Малышу исполнился год. За этот год карапуз превратился из малюсенького, практически беспомощного существа, в человечка, вовсю демонстрирующего свой характер и стремящегося получить то, что ему нужно, всеми доступными способами.
И одна из главных его потребностей в этом возрасте – потребность познавать мир.
Он уже не просто рассматривает окружающие предметы – он хочет знать, что с ними делают взрослые, что там, внутри, и что будет, если этот предмет кинуть, погрызть, смять… Его начинает привлекать возможность изменить этот мир: «что будет, если я сделаю это?»
Малыш доставляет взрослым гораздо больше хлопот своей неуемной энергией и активностью.
И главная задача взрослых в этот период – организовать пространство вокруг ребенка таким образом, чтобы он мог удовлетворять свои потребности в познании мира.
Самыми привлекательными и полезными для крохи «от года до двух» будут такие игрушки и пособия, которые помогут ему познать свойства предметов.
Причем если на первом году малыша вполне удовлетворял сам процесс действий с игрушками, то теперь не менее важно для него добиться какого-то результата – собрать, разобрать, вложить, разложить, построить…
На сцену выходят вкладыши, матрешки, матрешкипирамидки разной формы, размера и цвета, конструкторы и фигурки для обыгрывания построек.
Понаблюдайте за малышом, который занимается с дидактической игрушкой.
Сначала он добивается результата случайно, через какое-то время начинает предварительно примеривать, как повернуть ту или иную деталь, чтобы добиться результата, и только после многих и многих повторений выполняет действие, сопоставив детали лишь зрительно.
Чем более насыщено игровое место ребенка игрушками и пособиями, тем быстрее происходит процесс освоения тех или иных умений и навыков.
Что же стоит предложить малышу для тренировки его сенсорных способностей?
Прежде всего, обязательно приобретите для ребенка различные пирамидки – круглые, цилиндрические, квадратные, разных цветов и размеров.
Для того, чтобы малыш научился составлять пирамидку, учитывая особенности деталей, а не просто нанизывая кольца на стержень – обратите его внимание на эти особенности: разложите кольца по убыванию в ряд, покажите, что если нанизывать каждый раз самое большое колечко, то пирамидка будет вот «такой красивой». (Хотя, конечно, не стоит забывать о том, что у малыша могут быть свои планы и «критерии красивости». И даже если кроха упорно не желает собирать пирамидку «правильно» − это вовсе не значит, что он глупее соседского мальчика, собирающего метровую пирамиду за десять секунд).
Пусть малыш выкладывает из деталей пирамидки различные дорожки.
Сначала можно вырезать из бумаги широкие и узкие полосы и предложить ребенку выкладывать большие детали на широкой, а маленькие – на узкой полоске. Точно так же можно использовать и разноцветные полосы: на синюю дорожку выкладываются синие колечки, на желтую – желтые. Это поможет малышу научиться ориентироваться в выполнении того или иного задания на свойство предмета – цвет или размер.
Ещё одна «важная игрушка» − матрешка.
Сейчас существует огромное разнообразие игрушек, сделанных по принципу «матрешки».
Обязательно предложите их малышу: помимо того, что сама игрушка привлекательна для крохи за счет наличия в ней «сюрпризного момента» (появления кукол одной из другой), это ещё и замечательное пособие для развития умения соотносить предметы по размеру.
Сначала пусть кроха познакомиться с матрешкой с одним вкладышем – эмоционально обыграйте появление новой игрушки, покажите, как одна игрушка прячется в другую, обратите внимание на соотнесение не только размера, но и нарисованных деталей.
Кстати, малышу будет гораздо проще понять «принцип матрешки», если начинать знакомство с такими сказочными героями – ведь сложно не разобраться, что мордочка лисы «ждет» её же хвостика.
Традиционная матрешка в этом смысле более сложна, но при регулярных тренировках малыш очень скоро «справится» и с ней.
Помимо простого процесса «собрать и разобрать», матрешку можно использовать и для более увлекательных занятий: к примеру, если вырезать из картонных коробок столики и посудку разного размера (либо приобрести несколько различных наборов кукольной мебели и посуды) – можно разыграть целое представление о том, как важно для матрешки сидеть именно за этим столиком и кушать из тарелочки именно такого размера.
Разнообразны занятия можно придумать и со строительным набором.
С вашей помощью кроха сможет убедиться, к примеру, в том, что из кубиков можно построить устойчивую башенку, но кубик не скатить по наклонной поверхности, как шарик.
Уже в этом возрасте малыш способен создавать простейшие постройки – главное, обязательно обыграть «строение»: вот на этой башенке с удовольствием посидит маленькая птичка, а расставленные по периметру кубики послужат отличным домиком или сказочным теремком (хороши для обыгрывания деревянные куклы для пальчикового театра.
Очень многофункциональны блоки Дьенеша и палочки Кюизинера.
С помощью этих пособий вы можете помочь малышу научиться раскладывать предметы на группы, ориентируясь на свойства.
Сначала пусть кроха разложит в разные емкости предметы, резко отличающиеся по форме, но одинаковые по цвету и величине (в это ведерко – красные большие круги, а в это – красные большие квадраты), затем усложните задание – предложите малышу разложить, к примеру, квадраты и прямоугольники.
Также постепенно (примерно к 1г. 10мес.) ребенок научится раскладывать на группы предметы по цвету: сначала резко различающиеся (к примеру, черные и белые), а затем – близкие (красные и оранжевые, синие и фиолетовые).
Важно использовать во время таких занятий слова «такой, не такой, разные, одинаковые», а также названия цветов и форм. Хотя не стоит пока требовать обязательного запоминания этих названий.
Ещё одно замечательное пособие, которое наверняка привлечет вашего малыша – различные рамки и вкладыши.
Полуторагодовалый кроха может с огромным усердием долго пытаться протолкнуть кубик или шарик в отверстия разных форм и размера, а двухгодовалый малыш справляется с этим заданием очень быстро, лишь примерив детали, а то и просто взглянув на них.
Рамки-вкладыши помогут не только научить малыша соотносить размеры деталей («закрыть окошечко» можно только подходящей по размеру и форме деталькой), но и познакомят кроху с животными, растениями, транспортными средствами и даже явлениями природы.
Надеемся, эти занятия принесут вам и вашему малышу не только пользу, но и огромное удовольствие!