Один из первых материалов для творчества, с которым знакомятся малыши, - это пластилин. В детских ручках пластилин является мощным средством для развития моторики и образного мышления. Но откуда вообще он взялся и как к нам попал? Слово «пластилин» берет свое начало от итальянского слова plastilina и от греческого plastós, что означает «лепной». Как материал для лепки пластилин был известен очень давно, им пользовались для выполнения работ еще в Средние века. Только тогда в его состав входил очищенный и размельченный порошок глины с добавлением натурального или минерального воска - озокерита, сала и других веществ, препятствующих высыханию.
РОЖДЕНИЕ ПЛАСТИЛИНА
Существуют две версии происхождения пластилина.
По одной из них, в 1897 году английский преподаватель школы искусств Вильям Харбут решил добавить к первоначальному составу пластилина краски растительного происхождения. Получив патент на производство цветного пластилина, в 1900 году предприимчивый преподаватель начал промышленное производство. Первоначальный пластилин производили в четырех цветах.
Существует и вторая версия происхождения пластилина. Джо Маквикер из Цинциннати, сотрудник химической фабрики, запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. А педагог, в свою очередь, решила заменить на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки. Вскоре совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать его на занятиях. А настоящий бум на пластилин случился в 1955 году, когда на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги, где покупатели буквально сметали с полок в отделах игрушек баночки с этим пластичным веществом.
ПОЛЕЗНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий. А когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. Это подтверждают специалисты, которые выявили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И малыши, развивая мелкую моторику, активизируют и зоны мозга, отвечающие за речь.
Дефектологи подтверждают: регулярные упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Так что в процессе лепки дети не только получают удовольствие, но и совершенствуют мелкую моторику, чувствительность кистей и пальцев рук, столь важную для всего детского развития.
БЕЗОПАСНОСТЬ
В наше время разработаны безопасные виды пластилина и пасты для лепки для совсем маленьких ребятишек. Такой пластилин сделан на растительной основе, без вредных добавок, он очень мягкий, пластичный, не пачкает ручки. А если юный скульптор украсил мебель, ковер или собственную шевелюру, пластилин легко отделяется от ворса и волос, не оставляя жирных пятен. Остатки легко смываются теплой водой. Именно такими материалами можно заниматься с годовалым малышом. Но, конечно, оставлять ребенка с пластилином один на один не следует.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Для многих родителей встает вопрос: с какого возраста можно начинать заниматься лепкой? Познакомить с пластилином ребенка уже можно с того момента, когда ребенок начал самостоятельно сидеть и может уже понимать слово «нельзя» («пластилин брать в рот, есть нельзя»). Но не забывайте, что ждать от полуторагодовалого ребенка чего-то осознанного не стоит, детки начинают лепить нечто осмысленное не раньше 2 лет, а до этого они знакомятся с материалом и основными приемами лепки.
С помощью пластилина малыш учится многому: отщипывать, прилеплять, скатывать, раскатывать, сплющивать, вдавливать, оттягивать и т.д. А еще - смешивать цвета: например, оранжевый получается, если смешать красный и желтый цвета, зеленый - при смешении желтого и синего. Также у ребенка расширяется кругозор, он знакомится с новыми предметами, участвующими в работе с пластилином, такими как доска, цветной картон, нож и др.
Хорошо, если в процессе обучения вы расскажете и покажете малышу, что из пластилина можно не только просто лепить фигурки, но и совмещать лепку с аппликацией, то есть применять различные вспомогательные материалы: спички, зубочистки, вату, такни, нитки, бусины, пуговицы, палочки, камешки, ракушки, шишки, макароны, фасоль и многое другое.Тогда пластилиновое творчество станет ярким и разнообразным. Фантазия тут просто безгранична. Мы приведем лишь несколько примеров пластилинового творчества.
Картины из пластилина
Самые простые формы, «колбаски», послужат стволом дерева, бревном в доме, частью дороги, руками-ногами-телом человечка и т.п. «Шарик» станет солнцем, мячом, колесом. А если в работе был мягкий пластилин, он легко размазывается по бумаге, создавая эффект присутствия масляных красок.
Вот несколько идей вашего творчества:
- Обычную банку (сейчас они бывают разных форм и размеров), например, можно превратить в красивую вазу, если облепить ее пластилином, а затем украсить ракушками, бусинами или чем душа пожелает.
- Принесите с улицы ветку и украсьте ее ягодками из красного пластилина и листиками из зеленого. Можно и пластилиновую птичку посадить.
- Можно сделать пластилинового ежика. Для этого разомните пластилин. Скатайте шарик, чуть-чуть оттяните «носик», из черных бусинок или пластилина сделайте глазки и кончик носа. А иголками станут спички, зубочистки или спагетти.
- Улитка получается из пластилина, слепленного «колбаской», свернутого в спираль и поставленного на ребро. Прилепляем шарик - это будет голова. На шарике делаем два глаза (из бусинок или пластилина). Втыкаем две тонкие макаронины - вот и рожки готовы.
- Слепите героев какой-нибудь сказки и разыграйте представление. А можно слепить и несуществующих животных. Предоставьте малышу свободу творчества.
Самое главное: не забудьте разместить работу ребенка на видном месте. Пусть малыш гордится результатами своего труда!