Маленькому человеку очень трудно самому разобраться в массе встающих перед ним различных проблем, в сложностях и оттенках человеческих отношений, дать правильную оценку собственным поступкам. Кто поможет ему в этом? В первую очередь, самые близкие для него люди – родители Все мы помним, что информация к нам поступает через три основных канала: зрение, осязание, слух. В связи с этим можно выделить 3 типа личности малышей: визуал, аудиал и кинестетик. Узнать, к какому типу относится ваш ребенок, можно еще в младенческом возрасте.
Визуал воспринимает мир в основном при помощи зрительных впечатлений. Ребенку важно все рассмотреть. Новая игрушка надолго привлечет его внимание, что даст маме немного свободного времени.
Такие детки любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов, лепят, вырезают, одним словом, их любимые занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Любимое занятие – рисование, составление пазлов, вырезки из цветной бумаги, лепка. Ну а в более старшем возрасте дети-зрители предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео-игры.
Они как правило немногословны. Поэтому развитию речи нужно уделить особое внимание, так же как и коммуникабельности. Если малыш шалит, самое эффективное замечание – жест, например, пригрозить пальцем или укоризненно покачать головой.
Например, в разговорах с визуалом, максимально часто используйте слова, описывающие форму, цвет, структуру и местонахождение предметов. То есть то, что ребенок может увидеть и связать со сказанным. При объяснении эффективны наглядные пособия, слайды, схемы, которые можно нарисовать прямо в процессе объяснения. Поощряйте подчеркивание и выделение маркером в книгах важных мест. При работе над домашним заданием или на контрольной визуалу необходим черновик, на котором можно чертить, рисовать и записывать.
Аудиал «работает» со звуком. Именно звуки в основном доставляют ему необходимую информацию. Уже в самом раннем возрасте малыш прислушивается и реагирует на музыку, двигая в такт ручками и ножками. Ихлегко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят, рано начинают читать
Дошколятам нравится слушать сказки. Им необходимы разговоры. При отсутствии собеседника могут поговорить сами с собой. Не пугайтесь, лучше составьте компанию. В школе хорошо «пойдут» языки и музыка.
Важно только не лишать его свободы самовыражения, не запрещать много и громко разговаривать. В беседах с аудиалом нужно использовать голосовые акценты – паузы, изменение интонации и громкости речи. При объяснении чего-либо помогут аудиоматериалы. Шалуна остановят слова.
Кинестетикам жизненно необходимо все потрогать руками. Такие детки не знают покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат и подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Деятели постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, ходят в походы, ухаживают за животными."
Деятельная активность очень утомляет родителей. Но это не повод для запретов! Запрет на исследование мира? Может, еще дышать запретите? «Нельзя» и «не трогай» могут нанести психике малыша непоправимую травму.
К «деятелям» надо приспособиться, как бы трудно это ни казалось. Чтобы занять такого малыша, предложите ему полку или ящик в шкафу с кучей игрушек. Пусть перебирает. Не забывайте чаще обнимать и целовать ребенка, ему жизненно необходимы телесные контакты.
Следствием повышенной двигательной активности обычно бывает более быстрое физическое развитие. По сравнению с ровесниками кинестетики раньше делают первые шаги.
Теоретические выкладки ему даются трудно. Поэтому объяснения должны быть несложными и медленными. Очень помогут жесты и прикосновения. Неподвижность для деятеля – серьезное испытание. Не следует вынуждать его долго сидеть над выполнением домашнего задания или на уроке, дайте ребенку возможность прерваться, походить, подвигаться. При необходимости успокоить ребенка можно, положив руку на плечо.
Загрузить двигательный канал можно внешкольными занятиями в спортивной секции, танцевальном или театральном кружке. Чем раньше отдать туда ребенка, тем эффективнее он будет учиться в школе, потихоньку «подтягивая» зрительное и слуховое восприятие
Естественно, что разделение всех детей на три типа - условно. Зачастую дети активно используют два способа познания, или развиваются гармонично. Многие родители могут сразу сказать о своем ребенке (или о себе): "о, вылитый слушатель (или другой тип)", и это может дать ключ к решению многих проблем в семье.
Как кинестетики, так и визуалы и аудиалы в «чистом виде» почти не встречаются. Как правило, у ребенка превалируют два типа восприятия, один из которых развит больше
после того, как вы определили тип своего ребенка, надо постараться развить и другие области деятельности.
Совершенствование и развитие навыков зрителя:
- Изучайте вместе какой-нибудь предмет, потом убирайте его и по очереди пытайтесь описать этот предмет.
- Рассказывайте ребенку сразки и различные истории в темноте. Это поможет развить у него визуальное воображение.
- Занимайтесь вместе художественным творчеством. Дайте ребенку красивые карандаши, скрепки, фломастеры, краски. Покупайте для него простые пазлы.
- Купите констуктор ЛЕГО или подобные ему. Может быть, его заинтересуют модели машинок с прицепами, открывающимися дверями и другими мелкими деталями.
Такие игры развивают руки и пальцы.
- Дайте ребенку как можно больше журналов, пусть он делает с ними все, что хочет.
Совершенствование и развитие навыков слушателя:
- Дайте ребенку возможность слушать побольше музыки; приобретите кассеты с записями для детей. Детский магнитофон дает возможность ребенку самому нажимать на разноцветные кнопки.
- Старайтесь обеспечить ребенку контакты со сверстниками.
- Говорите, пользуясь сложными предложениями, определениями. Описывайте все в деталях. Это побудит ребенка так же строить и свою речь. Беседуйте с ребенком при любой возможности (на прогулке, в транспорте и т.д.), задавайте ему побольше вопросов.
- Почаще читайте вслух и обсуждайте прочитанное. Можно вместе рассматривать рекламные журналы и рассказывать, что на фотографиях. Так можно расширить словарный запас. Для чтения хорошо выбрать специальное, особенно уютное место. Ребенка можно заинтересовать объемными или движущимися картинками.
Совершенствование и развитие навыков деятеля:
- Дайте ребенку небольшой тазик, некое подобие домашней песочницы. Налейте туда воды, или насыпьте различные крупы, кукурузные хлопья и тому подобное. Ребенку будет приятно копаться в этом тазике, пересыпая различные материалы.
- Качели во дворе или спортивный комплекс дома - отличный стимул для физических упражнений. Очень полезно записаться в детскую спортивную группу.
- Танцуйте вместе под музыку. Разыгрывайте пантомимы - как будто вы пылесосите, бреетесь или открываете окно. Пойте и показывайте в лицах песенки типа "Вот как мы метем пол, поднимаемся по лестнице и т.д."
Важно помнить, что ребенок непременно все хочет потрогать, разобрать, посмотреть что внутри. Необходимо помогать ему в этом, объяснять, как тот или иной предмет работает, для чего он нужен, что с ним делают. Таким образом, одновременно родители и воспитывают ребенка, и развивают его способности, а заодно и контролируют, чтобы малыш не натворил чего-нибудь. Не нужно запрещать малышу исследовать все, что находится вокруг него, забираться в шкаф, выдвигать ящики, вытаскивать оттуда вещи.
Наоборот, во время этого параллельно можно объяснять ему, где что лежит, показывать и называть разные предметы, затем складывать все обратно вместе. Все это очень важно для маленького человека, так как он еще только познает мир и за очень короткий день испытывает столько новых эмоций, что можно сказать — проживает целую жизнь
Но не забывайте, что, при правильном подходе, развивающим для малыша может стать абсолютно любое занятие, прогулка, поездка. Одним словом, весь окружающий мир – это одна большая развивающая среда. И нужно лишь научиться эффективно пользоваться этим мощным инструментом развития. Познавать мир мы можем где угодно
На прогулке
Любая прогулка сама по себе уже развивающее занятие. Даже в привычном дворе, где все уже давным-давно изучено. Прежде всего, во время прогулки рассказывайте крохе обо всем, что встречается на пути, что знаете сами. Очень важно делать это с желанием и любовью, вкладывая в интонацию восхищение даже самой маленькой травинкой. Не задумывайтесь о том, поймет ли вас ребенок. Обязательно поймет и многое запомнит, даже если он совсем маленький. Новые слова осядут пассивным словарным запасом. И очень скоро малыш выдаст вам все, что вы в него вложили, порой удивляя вас своими познаниями.
Очень полезно и весело рассказывать вместе с крохой стихотворения об объектах живой и неживой природы, которые вам встретятся на пути
Дома
любая вещь в вашем доме, любое совместное с малышом занятие, будь то игра или приготовление пищи, могут стать очень даже развивающими. Вообще, старайтесь не делать за малыша те вещи, с которыми он может справиться сам. Пусть немного покряхтит, доставая мячик из-под дивана, а потом сообразит, что его можно достать при помощи игрушечного меча или лопаты на длинной ручке. Пусть достает белье из стиральной машинки и складывает в таз, а потом подает вам вместе с прищепками. «Подавай мне по ОДНОЙ вещи и по ДВЕ прищепки». Вот вам и первая математика! Пусть расставит обувь на обувные полочки: на верхнюю полку – тапочки, на среднюю – туфли, на нижнюю – кроссовки. Вот вам одновременно и развитие трудолюбия, и самые первые навыки сортировки!
Кухня – отличное место для пополнения словарного запаса и развития речи крохи. Все ли предметы здесь знакомы ребенку? Знает ли он о назначении той или иной посуды, для чего нужны холодильник, микроволновка, миксер, кофеварка? Перечислите по очереди с малышом всю имеющуюся на кухне посуду. Один предмет называет мама, другой – малыш. Затем точно так же называйте бытовые приборы, мебель. Так, постепенно, кроха не только выучит новые слова, но и научится подбирать обобщающие понятия к группе предметов и запомнит, что чашка, тарелка, кастрюля – это посуда, огурец, помидор, капуста – овощи. Кстати, об овощах. Благодаря яркой окраске фруктов и овощей, они идеально подходят для изучения цветов. «Это лимон. Он желтый. А это – апельсин. Он оранжевый». Дайте малышу несколько лимонов и апельсинов и две мисочки. Пусть он рассортирует фрукты на две группы. А еще хорошо сортировать вилки и ложки, помогая маме и раскладывая их в соответствующие ячейки, где им положено храниться.
Не пресекайте желание малыша помочь вам готовить пищу. Посильная работа найдется даже для самых маленьких помощников. Например, почистить отварные яйца и картошку в «мундире» или посыпать салат тертым сыром, а бутерброды к завтраку украсить кусочками овощей и веточками зелени. Именно на кухне так просто освоить азы арифметики, если мама будет почаще просить ребенка: «Принеси мне три морковки и две луковицы. Давай посчитаем, сколько картофелин я почистила. Ну, разве кухня, да и весь ваш дом в целом – не развивающая среда для крохи?
Развивает транспорт
Для малыша поездка на общественном транспорте – это не только большая радость, но еще и полезное развивающее мероприятие. Неторопливое движение городского транспорта даст возможность ребенку лучше рассмотреть то, что происходит за окном, а время поездки можно потратить на «умные» разговоры. Предложите как-нибудь крохе вместо традиционной прогулки «покататься на троллейбусе». А в следующий раз «покатайтесь» на трамвае, на автобусе, на метро. Каждый вид транспорта по-своему уникален. Он дает маленькому исследователю массу информации к размышлению.
О чем же поговорить с крохой во время таких путешествий? Прежде всего, о том транспортном средстве, на котором вы едете: для чего оно нужно, как движется, кто им управляет. По ходу дела можно задавать малышу множество вопросов, которые помогут ему научиться размышлять и делать выводы. Что общего у трамвая и троллейбуса и чего нет у автобуса? «Рожки». А чем трамвай отличается от троллейбуса и автобуса? Верно, ему нужны рельсы. А чем трамвай похож на метро? А для чего машине колеса, руль, фары, багажник?
Помните, как в детстве мы проверяли автобусные билетики, «счастливые» они или нет? А почему бы не поиграть с билетиком прямо сейчас вместе с крохой? Можно просто рассмотреть билет и назвать знакомые цифры и буквы, посчитать, сколько всего цифр.
Расскажите ребенку о профессиях, связанных с транспортом: водитель, вагоновожатый, кондуктор, дорожные рабочие. Рассматривая проплывающие за окошком картинки, поговорите и о других профессиях. Вот проехали парикмахерскую. Для чего она нужна, кто там работает, что он делает? Или промелькнула мимо почта, больница, школа, детский сад, завод. Не забывайте говорить малышу названия улиц и скверов, бульваров и площадей, мимо которых проходит ваш маршрут. Малыши-дошкольники обладают великолепной зрительной памятью, и ваши комментарии помогут им многое узнать о своем родном городе. Одним словом, поводом для познавательных бесед может стать абсолютно все, что попадет в поле вашего зрения. И очень важно не решать за ребенка, какую информацию ему дать сейчас, а что для него еще слишком рано. Рассказывайте все, что знаете сами, а малыш уж сам разберется, что почерпнуть для себя из ваших интересных рассказов. Да, а не спеть ли нам тихонько песенку «Мы едем, едем, едем…»?
В магазине
Магазин – полезнейшее место для развития крохи. Прогуливаясь с тележкой вдоль полок супермаркета, самое время поговорить о том, как те или иные товары попадают на эти самые полки, где растут овощи, а где фрукты, почему некоторые продукты называют молочными, а масло растительным, из чего делают шоколад и как пшеничное зернышко превращается в сладкую булочку. Для самых маленьких покупателей будет полезно даже просто называть все те предметы, которые они видят вокруг себя. Ведь в крупных супермаркетах сейчас можно отыскать практически все. Только представьте, какой простор для развития речи и пополнения словарного запаса!
Отправляясь вместе с ребенком за покупками, скажите ему: «Нам нужно купить в магазине масло, молоко, творог, сыр, хлеб и лимон. Постарайся запомнить. Вдруг я что-нибудь забуду, а ты мне подскажешь». Конечно, маленький помощник постарается все хорошенько запомнить. Ведь мама ему доверила такую важную миссию! Попросите малыша еще раз повторить список продуктов перед выходом из дома, а потом при входе в магазин. Делая покупки, умышленно что-нибудь «забудьте» и спросите ребенка, все ли вы купили.
Книжки
Когда мы читаем малышу хорошие детские книги, то развиваем его речь, фантазию, воображение, память, расширяем словарный запас и знания об окружающем мире, воспитываем добрые чувства, формируем характер. Важно только правильно подбирать литературу для крохи и превратить домашние чтения в своеобразный ритуал. Возьмите себе за правило читать ребенку перед сном. Отыскать всего полчаса в день не так уж и трудно, верно? Зато какие это приятные детские воспоминания: в комнате полумрак, лежишь, свернувшись калачиком под одеялом, а мама читает волшебную сказку.
Читая малышу ту или иную книжку, обращайте внимание на непонятные слова и ситуации, которые могут встретиться в тексте (а такое бывает часто). Поинтересуйтесь у ребенка, понимает ли он значение того или иного слова, оборота речи, пословицы, «крылатого» выражения. Если нет, объясните или даже вместе загляните в толковый словарь. Ничто так не расширяет словарный запас, как чтение книг и умение пользоваться словарями. Во время чтения полезно иногда останавливаться и спрашивать у крохи: «Что-то я забыла, что пчела принесла Мухе-Цокотухе?» Или: «Подскажи, кто помог Элли и ее друзьям спасти Льва на маковом поле?»
Непременно вспоминайте вместе с малышом, повторяйте все то, что видели во время прогулки, путешествия и просто похода в магазин. Стимулируйте и поощряйте попытки рассказать (а для самых маленьких показать жестами) то, что поразило, понравилось больше всего. А еще можно предложить крохе нарисовать увиденное. И пусть он еще совсем маленький и только учится делать свои первые штрихи на бумаге, отнеситесь со всей серьезностью и вниманием, если однажды, почеркав фломастером лист, он скажет, что это бабочка или роза. А вскоре на его рисунках засверкает разнообразием красок весь тот прекрасный мир, который вы открыли для него, не жалея на это ни времени, ни сил