Чем старше отец, тем гениальнее дети? Недавно в мировой прессе было опубликовано сообщение о том, что в Гарвардском университете проделана фундаментальная работа, посвященная изучению жизни около 500 гениев. Главный вывод — выдающиеся люди рождаются у родительских пар, в которых отцу было около 40. Такое утверждение для людей, воспитанных в канонах западной культуры, является чем-то совершенно неожиданным. Более того, оно разрушает каноны, на которые опирались и строили свои выводы поколения западных психологов.
Эврика?! Увы, американский ученый не ссылается на исследования своих предшественников — Игоря Алексахина и Алексея Ткаченко. А ведь именно эти днепропетровские ученые более четверти века назад впервые выдвинули подобную гипотезу. Более того, они подтвердили ее с помощью солидных статистических данных, убедительных графиков и основательных теоретических выкладок.
Впрочем, для нашего народа все это давно не является секретом — во многих славянских сказках младшенький, третий сын в семье (хотя и зовут его простаком или дураком), оказывается самым умным. Именно он изобретательно находит выход из труднейших ситуаций и на поверку оказывается самым дальновидным. А у некоторых восточных народов даже существует легенда, по которой, если свести юную прекрасную деву и мудрого старца, то от их союза может родиться Бог…
Как видим, особой креативности в громких открытиях ученых вроде бы и нет, но, тем не менее, они подтвердили мысль, которую начисто отрицала западная цивилизация опять же из-за получившей здесь широкое признание гипотезы, что лучшими в многодетной семье бывают первые дети. Они и более здоровы, и красивы, и умны, а, мол, на выращивание и воспитание других отпрысков у семьи не хватает ни сил, ни здоровья, поэтому из них ничего путевого не получается. Так, собственно, зачем и огород городить?
Этот чисто теоретический посыл послужил одной из причин того, что в западном обществе (а затем и в нашем) начала побеждать семья с одним-двумя детьми. Так, христианская цивилизация обрекла себя не только на вымирание, но и в перспективе, как считает все большее количество современных исследователей, на интеллектуальное отставание — в подобных неполноценных семьях не могут появиться креативные гении, способные указать людям на новые, прорывные пути развития…
Сопоставляя биографические данные нескольких сотен гениев, Алексей Ткаченко и Игорь Алексахин составили график, из которого очевидно: светила науки чаще всего рождаются у мужчин, что называется, в «расцвете сил» — в 35 — 40 лет, а треть гениев была зачата вообще после сорока.
Любимый пример для подтверждения этого факта — Конфуций, который был одиннадцатым ребенком в семье. И хотя относительно точного возраста его отца спорят — одни исследователи считают, что ему было 70, по другим источникам — 81 год, — в любом случае, возраст внушительный и смелости отца великого философа можно позавидовать. Правда, у него для этого были веские по китайским меркам причины — умерла жена, которая смогла родить ему лишь девять девочек (что по тамошним обычаям не считалось продолжением рода) и одного умственно отсталого мальчика. Поэтому отец Конфуция женился на 16-летней и решил еще раз попробовать счастья. Как видим, ему повезло…
Интересен ответ, который дает Игорь Алексахин на вопрос: зачем природа создала два пола? Как считает Игорь Васильевич, человеческая жизнь — не что иное, как получение и переработка информации по двум каналам — мужскому и женскому. Это сделано для того, чтобы все живое более лабильно следовало изменениям среды. Распределение ролей при этом следующее (гипотеза принадлежит В.Геодакяну): женский пол (канал 1) обеспечивает передачу новому организму генетической информации, накопленной всем прошлым опытом живых существ. При этом важно, чтобы передача произошла без потерь, поэтому желательно, чтобы женщина была как можно моложе.
Женские половые клетки (яйцеклетки) образуются, когда сама женщина еще находится в утробе матери. Следовательно, яйцеклетки не могут получить информацию о личном внеутробном опыте женщины. Ее организм так сформирован, имеет такую структуру и форму, что яйцеклетки хранятся глубоко внутри тела матери, будучи отделенными от внешней среды. То есть они физически защищены от вредного воздействия окружающей среды.
У мужчин природой все организовано принципиально по-иному, поскольку по каналу 2 (мужской пол) вносится в потомка то новое, что требует от популяции быстро изменяющаяся среда. В связи с этим показательно даже то, как хранятся в мужском организме образовавшиеся сперматозоиды. «Смешно сказать, практически снаружи. Заботясь о сохранении бесценного генетического клада — яйцеклеток женщины — изолируя их от среды, Природа подвергает сперматозоиды мужчины серьезным испытаниям. Температура, давление, влажность, химический состав среды, радиация, космические лучи и т.п. — все это интенсивно и губительно влияет на половые клетки мужчины. «Отбор наиболее приспособленных экземпляров, — приводит в подтверждение своей мысли И.Алексахин цитату из трудов своего предшественника и уже классика науки В.Геодакяна, — будущего потомства происходит, таким образом, еще на уровне спермы».
Если же среда представляет собой нечто стабильное для данной популяции, то у последней нет необходимости в развитии, и ей достаточно одного пола: в этом случае особь (естественно, женская) просто клонирует сама себя (канал 1). Из этого последнего, вроде бы чисто теоретического пассажа И.Алексахин попытался сделать даже весьма актуальные социальные выводы. Так, по мнению Игоря Васильевича, «феминистки всего мира жестоко обижаются на мужчин за «захват власти» и требуют немедленного равноправия. Они верят, что мужчины скоро «поумнеют», отдадут власть женщинам и тогда наступит время общего благоденствия. Действительно, может произойти нечто подобное, но только наоборот: сначала наступит общее благоденствие, а потом власть будет отдана женщинам…
Однако современный мир полон опасностей, он нестабилен, нестационарен. В нем нет места матриархату. Конечно, отдельные женщины могут носить брюки, играть роль мужчины в паре с другой женщиной и даже официально оформлять свой бессмысленный брачный союз. Но даже выжив и приспособившись, эти женщины не смогут, подобно мужчинам, производить сперматозоиды, отслеживающие изменение среды и передающие новые качества потомкам. В своих клетках женщины хранят только бесценное наследие предков».
Когда в 70-е годы прошлого века А.Ткаченко и И.Алексахин опубликовали свои исследования, у них возникли серьезные неприятности. Жены партийных бонз заявили, что «и так не могут удержать своих мужей, которые смотрят на девиц помоложе, а тут еще такое беспардонное исследование». На научную работу наклеили малоприятные ярлыки, и днепропетровцам пришлось пережить немало незаслуженных упреков. Самое грустное в этом то, что подобные упреки и традиционная для того времени изоляция нашей науки помешали исследованию стать приобретением мировой науки.
Недавно, выступая на научной конференции, посвященной 85-летию Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М.Рыльского НАНУ, венгерский исследователь социальной этнопсихологии, ученый с мировым именем Петер Вереш говорил о том, что мы явно недооцениваем своих выдающихся предшественников, повлиявших на развитие целых направлений гуманитарной науки. Среди прочих украинских достижений в этом ряду Петер Вереш вспомнил и работу ученых из Днепропетровска:
— В европейской литературе была принята гипотеза о том, что наиболее удачными в семье являются первые дети. Революционность подхода А.Ткаченко и И.Алексахина в том, что они, основываясь на анализе огромного пласта материалов пришли к выводу, подвергшему сомнению это широко распространенное заблуждение. А вот корреляции умственных способностей детей с возрастом матери не обнаружили. Однако установили связь с возрастом матери здоровья детей. Изучение этого вопроса очень важно, потому что заблуждения нынешней европейской культуры невольно ведут к депопуляции. Даже в таких традиционно католических странах, как Испания и Италия, уже обходятся одним ребенком в семье, считая подобную ситуацию нормальной.
— Ученые смогли объяснить гениальность некоторых детей, имеющих пожилых отцов?
— С возрастом идет мутация мужских генов. Мутации бывают разные — улучшающие, ухудшающие и нейтральные. Так что ребенок от пожилого мужчины в любом случае будет отличаться от ребенка более молодого отца наличием некоторых вариаций в генах, увеличивается вероятность рождения как гения, так и человека с пороками психики.
— Возможно, нужно было проверить, насколько гениальность зависит от принадлежности к тому или иному народу?
— Думаю, есть достаточно оснований утверждать, что нет гениальных наций. Уверен, что, к примеру, в Китае с его гигантским населением рождается огромное количество гениальных людей — гораздо больше, нежели в США, но это не значит, что они могут в достаточной мере проявить себя. Для этого там пока нет необходимых условий.
Кстати, сейчас дети из стран Восточной Европы, появляясь в школах Америки, выглядят гениальными. Причина одна — в наших странах приобретению фундаментальных знаний уделяет внимание подавляющее большинство родителей, а американские мамы и папы считают, что «цветы должны расти сами» — и не особенно обращают внимание на приобретение таких знаний своими детьми.
Ярким подтверждением того, какую роль играет воспитание в семье, может служить пример с детьми из восточной и западной частей Венгрии. У нас все знают, что из восточной Венгрии выходит значительно больше ярких писателей, ученых, общественных деятелей, чем из западной. Объяснение тому весьма простое — у нас на западе страны живут католики, у которых религия более догматическая, а на востоке живут протестанты с более открытой и прагматической религией. В ней пастор не является представителем Бога на Земле. Он лишь помогает понять сложные моменты Библии. В этой части Венгрии люди чувствуют себя более свободно, они больше внимания уделяют детям, здесь меньше догм…
Доктор Петер Вереш, посвятивший свою жизнь изучению креативности у различных народов, обратил внимание участников конференции еще на одно значительное достижение украинских гуманитариев, а именно — на открытие профессора Геннадия Доброва, которое было сделано примерно в те же годы, что и работа Игоря Алексахина и Алексея Ткаченко. Оказывается, среди западных психологов, основываясь на выводе английского ученого Гальтона (автора книги «Наследственность и гениальность»), господствовало мнение, что креативность среди людей распределена по гауссовой кривой. Геннадий Добров в своей книге «Наука о науке» впервые высказал точку зрения, что это не так, и креативность среди людей распределяется по логарифмической кривой...
Казалось бы, это чисто научный спор, который интересен только узкому кругу специалистов. Однако из своей чисто теоретической работы Г.Добров сделал далеко идущий вывод о том, что перед человечеством открыты более широкие перспективы в творчестве, чем им отпускала прежняя теория — талантов среди людей не два жалких процента, как можно вывести из гауссовой кривой, а около десяти, как следует из логарифмической кривой украинского ученого… Итак, дерзайте! Гениальных людей рождается гораздо больше, чем мы думаем.