Главная Каталог статей Регистрация Вход
21.11.2024 Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Меню статей

Новые статьи
[28.01.2013][Зачатие]
Беременность, резус-конфликт, иммуноглобулин. (1)
[28.01.2013][Зачатие]
Как влияет резус-фактор на будущего ребенка (1)
[28.01.2013][Бесплодие]
Средства народной медицины при бесплодии (1)
[28.01.2013][Планирование]
Пол ребенка по заказу (2)
[28.01.2013][Планирование]
Календарь прививок при подготовке к беременности (1)
[27.01.2013][Здоровье]
Что такое психотерапия (1)
[27.01.2013][Здоровье]
Перелом шейного отдела позвоночника (1)
[27.01.2013][Здоровье]
Переломы позвоночника (0)
[27.01.2013][Здоровье]
Переломы таза (1)
[27.01.2013][Здоровье]
Фруктовые и овощные соки для здоровья (1)

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 152

Главная » Статьи » Наш малыш » Воспитание и развитие

Обучение через игру от 19-24 месяца
Главные признаки

Вторую половину второго года жизни отличает растущее стремление ребенка к самостоятельности.

Ребенок начинает осознавать себя как личность и старается все больше делать для себя сам. Частью определения понятия "я" является проверка собственных возможностей и понимание родительских ограничений его действий.

Он получает удовольствие от того, что постоянно ходит, бегает, куда-то залезает. Сама ходьба становится более уверенной; малыш теперь может показать вам, как он ходит боком или спиной вперед. В этот период ребенок стремится выполнять более сложные движения, требующие толчка и ускорения (бросание мяча). Играя, он ищет новый пространственный опыт; его интересуют горки, качели, мячи. Ребенок может казаться вам столь же "невнимательным", как и в ранние месяцы жизни: дело в том, что интересов у него теперь много, а внимания на все просто не хватает.

Его особенно интересуют мелкие предметы. Он уже отдает явное предпочтение одной руке и настолько хорошо управляется со своими пальчиками, что может сложить головоломку из двух-трех частей, нанизать бусинки на нитку и забивать в доску колышки. Ребенку нравятся инструменты с ручками: он учится использовать их как продолжение своей руки. Вот он забивает колышки в дощечку с отверстиями - это хорошо для координации глаза и руки (что, кстати, позволяет начать ему рисовать), а еще важно, что малыш видит результаты своих действий. Интерес к результатам игры - новое в развитии ребенка. Ему любопытно, как предметы вставляются один в другой, ему нравятся кубики, потому что из них можно строить.

Возрастает способность подражать. Переодевание - важная игра, которая выражает желание ребенка быть взрослым. Игра с обычными повседневными предметами позволяет ребенку испытать удовольствие от собственного личного мира, и он часто будет находить новое применение знакомой кухонной утвари или коробкам. Ребенок будет также играть с игрушками, но только после того, как испытает их физические свойства. Прежде чем поговорить по новому игрушечному телефону, сначала повертит его в руках, потянет во все стороны и перекрутит провод. Дети этого возраста могут играть сами по себе в течение от 15 минут до 1 часа, если взрослый остается рядом с ребенком. Быстро растет запас понимаемых ребенком слов. Большинство его высказываний - это еще фразы всего из двух слов; но он проявляет все возрастающую способность понимать правила языка взрослого. Добавляются к языку малыша слова, касающиеся пространства: "там", "где", "сторона" или "на улице"; он понимает слова "скоро" и "ждать", а также простые просьбы: "Покажи мне собаку". Играя, он разговаривает со своими куклами и зверушками, как с людьми.

Двухлетний ребенок должен быть активным участником процессов кормления и одевания. Большинство детей этого возраста способны есть самостоятельно, хотя при этом требуется пристальное наблюдение. Одевание становится важной частью дня, поскольку ребенок находится в процессе формирования представления о своем теле. Он запоминает названия частей тела. Одевание и кормление - это те действия, которые ребенок может осуществлять все более и более успешно и независимо, и помогать следует только тогда, когда он об этом просит. Когда малыш нуждается в помощи, помогите ему ровно настолько, насколько это требуется, чтобы закончить одевание. Физическое развитие в этот период позволяет легче, чем в более раннем возрасте, достигать успехов при обучении таким навыкам, как пользование горшком и застегивание пуговиц. Кроме того, желание копировать поведение старших ребят или взрослых способствует приобретению по собственной инициативе тех или иных навыков. Особенно тех, за которые хвалят его старших братьев и сестер.

Книги теперь притягивают малыша с иной точки зрения, чем раньше. Способность ребенка этого возраста интерпретировать картинки - пример использования символов для расширения знаний об окружающей его среде. Теперь ребенок понимает, что на картинках пред

Развиваем восприятие и движения&l
Где это спрятано?

1. Попросите малыша закрыть глаза, пока вы прячете его заводную музыкальную игрушку (или будильник, или кухонный таймер...). Скажите ему: чтобы найти игрушку, надо открыть глаза и прислушаться. Если затрудняется в поисках, немного подскажите ему: "Это, наверное, где-то внизу. Давай посмотрим под твоей кроваткой".
2. Завяжите ребенку глаза. Возьмите любой издающий звук предмет, попросите его дотянуться до того места, где находится предмет, и достать его. Пользуйтесь игрушкой-пищалкой, колокольчиками или любой музыкальной игрушкой. Ребенок по звуку должен определить, с какой стороны от него (слева, справа, спереди, сзади, а может быть, над головой) вы держите этот предмет, и дотянуться до него. Иногда вам придется слегка направить его руку.
3. Пользуйтесь любым случаем, чтобы побудить малыша искать источник звука. Звонит телефон, раздается звонок в дверь. "Слышишь? Пойдем посмотрим, откуда этот звонок".

Что за звук?

1. Вводите в обиход малыша различные издающие звуки предметы - и пусть он их исследует, действует с ними. В свисток можно свистеть, в колокольчик звонить, в барабан бить... А кубики, если постучать ими один о другой, тоже ведь звучат. Про крышки от кастрюль и говорить не приходится.
2. Выберите какие-нибудь два предмета (разные). Пусть малыш поиграет с ними. Попросите его закрыть глаза и заставьте звучать один из этих предметов. Пусть теперь малыш откроет глаза, а вы спросите его: "Какой из них ты слышал?".

Если ребенок не уверен в ответе, пусть он снова поиграет этими предметами, затем попросите его закрыть глаза и повторите все сначала. Начните с пары предметов, издающих очень разные звуки.
3. Если малышу нравится эта игра, попробуйте дать ему выбрать один из 3 предметов. Или выберите два предмета, которые звучат более похоже, чем те два, которые вы использовали сначала. Выберите несколько знакомых игрушек и предметов. Завяжите ребенку глаза, пошумите одним из этих предметов и попросите малыша сказать, какой из этих предметов издал звук. Если ребенок не может определить правильно, дайте его в руки, чтобы тактильная информация служила дополнительной подсказкой. Если ребенок угадает, разрешите ему в качестве вознаграждения поиграть этим предметом. Пользуйтесь теми вещами, которые малыш уже называет. Поговорите об этих предметах с ребенком, прежде чем завязывать ему глаза.
4. Когда вы услышите ясно какой-нибудь звук, спросите ребенка: "Что это?" Если он не может ответить, подскажите: "Это лает собака", "Это звонят в дверь", "Это звенит будильник".

Новое на ощупь

1. Большинство маленьких детей обожают играть кремом для бритья: у него приятный вид, запах, приятен он и на ощупь. Прежде чем выбрать тот или иной крем для игры с ребенком, обязательно проверьте, не содержит ли он спирт или лекарственные вещества, которые могут нанести ребенку вред. Хорошо бы иметь наготове влажную салфетку - на случай, если крем попадет малышу в глаза.

Выдавите крем на чистую гладкую поверхность. Пусть ребенок окунет в крем палец, пощупает его, понюхает, похлопает по нему рукой. Возьмите его ручку в свою и проделайте круговые движения. Поговорите с ребенком о том, что вы делаете (например, рисуете круг). Помогайте ребенку манипулировать кремом для бритья, сначала водя по нему всей рукой ребенка, а затем только пальцами и кончиками пальцев. Возможно, вы предпочтете заниматься этим перед купаньем. Возьмите руку ребенка и помогите ему провести кремом по разным частям тела, называя их при этом.
2. Существует множество способов исследовать песок. Когда ребенок играет на пляже или в песочнице, помогите ему пропустить песок сквозь пальцы рук, между ладонями или сквозь пальцы ног. Заройте в песок свою руку или ногу - и пусть ребенок ее "найдет".
3. Положите немного песка в таз для стирки или в любую другую большую емкость. Делайте это на улице или постелите на пол большую клеенку. Добавьте немного воды и помогите ребенку разгладить песок, похлопать по нему рукой и придать ему различную форму.
4. Возьмите сыпучие продукты, например, гречневую крупу или рис. Помогайте малышу перебирать зернышки, набирать их в ладошку и высыпать. Прячьте игрушки в сыпучих продуктах, и пусть ребенок их находит.
5. Не забудьте про пластилин, про глину. Даже если малышу пока не удается слепить что-нибудь похожее на реальные предметы, людей или зверей, пусть учится ощущать податливость этих веществ.

В такт музыке

1. Поставьте на проигрыватель или магнитофон запись какой-нибудь жизнерадостной музыки. Похлопайте в такт музыке в ладоши и предложите малышу похлопать вместе с вами.
2. Возьмите палочки, погремушки, барабаны, другие музыкальные игрушки - подыграйте музыке.
3. Пропойте марш, покажите малышу, как маршируют под музыку.
4. Взмахивайте руками, ритмично покачивайтесь под музыку. Возьмите ребенка за руки, чтобы он мог подвигаться с вами, почувствовать ритм движения.
5. Меняйте мелодии, пока ребенок сам двигается под музыку, чтобы у него был стимул двигаться так, как он хочет, и самостоятельно экспериментировать с движениями, которые делали вы, пока он наблюдал.

Бросать и ловить

1. Подвесьте мячик так, чтобы он находился на уровне пояса ребенка. (Можно подвесить мячик к ветке дерева, дверному косяку или крюку на потолке). Пусть малыш встанет на расстоянии метра от мячика. Оттяните мяч к себе и отпустите его, чтобы он качнулся к ребенку, - а тот пусть попробует поймать мячик. Покажите малышу, как это сделать: надо выставить вперед руки. Когда он поймает мячик, попросите оттолкнуть его к вам.
2. Дайте ребенку воздушный шарик и покажите, как подбросить его кверху и как легкими ударами-прикосновениями поддерживать его в воздухе, как снова поймать.
3. Возьмите мячик, или мешочек с фасолью, или клубок шерсти, или маленькую легкую подушку, или набитую чем-нибудь маленькую наволочку. Нужна еще большая корзина, коробка. Покажите ребенку, как бросить мяч, чтобы он попал в корзину; расстояние, с которого он бросает, не может быть более метра. Посоревнуйтесь, бросайте мяч по очереди.
4. Постройте из больших кубиков башню. Пусть малыш бросит мячик, чтобы башня рассыпалась. А потом пусть сам снова выстроит ее.
5. Чтобы ребенок научился ловить мяч, начните с довольно большого (диаметром сантиметров в тридцать). Встаньте очень близко к ребенку и легонько киньте ему мяч; понемногу отодвигайтесь все дальше. Детям требуется много практиковаться, прежде чем они научатся ловить мяч, даже большой.

Следить глазами

1. Играя с ребенком, возьмите какую-нибудь небольшую яркую игрушку и попросите его смотреть на эту игрушку, не поворачивая головы. Перемещайте игрушку вверх, вниз, в стороны, по кругу. Движения глаз ребенка будут ограничены какими-то пределами, причем для разных направлений пределы эти будут разными. Старайтесь расширять эти пределы. Не забывайте просить ребенка следить за предметами только глазами. Голова неподвижна!
2. Можно играть в эту игру несколько раз в день. Помогая ребенку одеваться, используйте в этих целях его носок, при купании - игрушку для ванны. Можете взять также свои ключи, кусок пряжи или крекер.
3. Привяжите шарф, кусок цветной изоляционной ленты или тонкую полоску цветного материала посредине скалки. Положите руки ребенка на концы скалки, а свои руки - поверх рук ребенка. Катите скалку до тех пор, пока ручки малыша не выпрямятся. Попросите его смотреть на ленту или полоску, а потом начните медленно двигать скалку по вертикали и по горизонтали. Понаблюдайте за глазами ребенка, чтобы понять, следит ли он за движущейся скалкой.
4. Понаблюдайте так же за тем, как ребенок следит за движущимися предметами в повседневной жизни. Легко ли ему следить за тем, что двигается быстро? Посмотрите на глаза ребенка, когда он следит за проезжающей мимо машиной, за собакой, бегающей по двору, за катящимся по земле мячом. Проблемы со зрением часты у маленьких детей, поэтому стоит время от времени проверять зрительные способности малыша.

В одну линию

1. Возьмите мелкие предметы домашнего обихода, которые можно выложить в одну линию: коробочки, банки, пузырьки... Пусть малыш рассмотрит их и с вашей помощью (сначала), выложит их один за другим в прямую линию. Превратите это в игру, как будто это машины на шоссе.
2. Берите большие плоские кубики, чтобы сделать дорогу, по которой ребенок может возить свои машины и трактора. Предложите построить дом на одном конце дороги и везти туда машину.
3. Покажите ребенку, как сделать поезд из кубиков и толкать его по полу, говоря "ту-ту". Побуждайте ребенка самого сделать поезд и играть с ним. Снабдите его кубиками, коробками или набором машинок. Превратите это в игру.
4. Покажите малышу, как сделать из разных мелких вещей длинную цепочку, которая петляет по всей комнате или даже идет из одной комнаты в другую.
5. Покажите ребенку, как на полу выложить из кубиков большой круг. Положите его любимую мягкую игрушку в центр круга и скажите: "Зайчонок в круге". Затем достаньте игрушку и спросите: "А ты можешь положить зайчонка в круг?" Посмотрите, сумеет ли ребенок сделать круг самостоятельно. Пусть ребенок построит любую другую форму, какую он хочет; поговорите с ним об этой форме.

Чтобы поместилось

1. Возьмите длинные бусы или цепочку (длиной 35-50 см) и растяните перед ребенком. Поставьте перед ним небольшую емкость (кофейную чашку, маленькую баночку, коробочку). Скажите ему, чтобы он положил бусы в чашку. Если ребенок этого не делает, возьмите бусы и положите их в чашку сами, чтобы он видел, как вы это делаете. Покажите ему бусы, лежащие в чашке. Затем достаньте их и снова попросите его положить бусы в чашку.
2. Попробуйте проделать то же самое с собачьим поводком, веревкой. Тут, конечно, чашечкой не обойдешься, придется взять ведерко, корзинку. При том, что ребенок, возможно, будет способен выполнить задание 1 сидя или стоя, задание 2 следует попробовать выполнять сначала в положении стоя.
3. Найдите в доме другие предметы, которые можно уложить в емкость только определенным образом. Например, возьмите длинные и тонкие спагетти или соломинки для коктейлей, и положите их поперек высокого стакана или кувшина. Посмотрите, сможет ли ребенок поставить их вертикально внутрь сосуда.
4. Храните карандаши ребенка в пенале или в банке с небольшим отверстием, чтобы ему приходилось практиковаться класть предметы в сосуд с небольшим отверстием всякий раз, когда он убирает карандаши.
5. Варьируйте эти занятия, используя салфетку или бумагу, которую можно скомкать так, чтобы засунуть в маленькую емкость. Положите поверх кувшина чайное полотенце или небольшую прихватку для кастрюль и убедитесь в том, что этот кувшин достаточно велик для того, чтобы этот предмет можно было туда засунуть. Скажите ребенку, чтобы он засунул прихватку в кувшин. Оберточная бумага, газета, фольга, полиэтиленовая упаковка и салфетки для лица - вот материалы, которые можно использовать таким же образом. Это занятие легко можно включать в игру приготовления пищи для кукол.

Сохраняя равновесие

1. Положите на пол рядом с ребенком его любимую игрушку. Чтобы взять ее, ему придется присесть на корточки. Сначала помогайте ему, давая ему держаться за вашу руку или ногу. Затем оставьте в его распоряжении только ваш палец. В конце концов, положите игрушку на середину комнаты так, чтобы ребенок не мог бы ни держаться за мебель, ни воспользоваться поддержкой взрослых.
2. Побуждайте малыша бросать и ловить мяч. Бросьте мяч так, чтобы ему пришлось побежать за ним вдогонку.
3. Попросите малыша помочь вам сложить игрушки в коробку, когда вы будете убирать комнату. Это заставит его приседать на корточки, чтобы поднять каждую игрушку. Как можно чаще хвалите ребенка за помощь!
4. Превратите это в веселую игру: приседайте на корточки и выпрямляйтесь. "А ты можешь вытянуться высоко-высоко? А присесть низко-низко?"
5. Поиграйте с ребенком, пряча его игрушки в комнате, чтобы он их искал. Спрячьте одну игрушку под стол, а другую под журнальный столик или на нижнюю полку книжного шкафа. Прячьте их достаточно низко, чтобы ребенку нужно было присесть на корточки, чтобы их отыскать. Словами или жестами подсказывайте ребенку, что ему нужно искать игрушки где-то внизу. Потом пусть малыш прячет игрушки, а вы будете их отыскивать.

Вверх и вниз по лестнице

1. Сначала освойте подъем; позвольте ребенку при этом держаться одной рукой за перила, а другой - за вашу руку.
2. Начните осваивать спуск по лестнице, держа ребенка за обе руки. Дайте ребенку сначала ступить с нижней ступени на землю, пусть он затем спускается со второй ступеньки. Когда малыш спустится, вознаградите его крепким объятием.
3. Развитие этого навыка потребует от вас большого терпения, особенно если ребенок предпочитает карабкаться по ступенькам вверх и спускаться по ним вниз на четвереньках. Постарайтесь сделать ваши "занятия" веселыми; спойте песенку, когда малыш поднимается или спускается по лестнице: "Раз ступенька, два ступенька, будет лесенка" или что-нибудь подобное. Побуждайте ребенка говорить "вверх" и "вниз" соответственно тому, что происходит.
4. Начинайте позволять ребенку забираться по лесенке, чтобы скатиться с горки. Помогайте забираться на гимнастические снаряды, предназначенные для лазания, и на другие сооружения детской площадки. Непременно оставайтесь рядом с ребенком, когда он самостоятельно двигается на снарядах, и предлагайте ему вашу помощь, когда он в ней нуждается.

Ногой по мячу

1. Покажите ребенку, как бьют ногой по большому мячу, побуждайте его повторить ваши действия.
2. Поставьте один на другой несколько больших кубиков, чтобы получилась башня. Покажите ребенку, как развалить башню, попав в нее мячом. Используйте и другие мишени, например, большую коробку или большой кусок картона, на котором что-нибудь нарисовано. Поиграйте в эту игру на улице. Поговорите с ребенком о том, где можно и где нельзя играть в мяч.
3. Попробуйте взять мяч меньшего размера, по которому труднее попасть ногой.
4. Пусть малыш бьет по мячу как правой, так и левой ногой.
5. Медленно покатите мяч по направлению к малышу - пусть он учится попадать ногой по движущемуся мячу.

И двумя ногами вместе

1. Покажите ребенку, как нужно прыгать, чтобы обе ноги одновременно отрывались от пола. Побуждайте его подражать вам. Возьмите его за обе руки и прыгайте вместе с ним. Пусть он вместе с вами говорит: "Прыг-скок!"
2. Придумайте песенку, под которую будете прыгать, напевайте без слов что-нибудь бодрое, вспомните детский стишок. А может быть, вы с ним - лягушата или зайчата?
3. А теперь прыгаем с низкой табуретки или с коробки. Чтобы предупредить или смягчить возможные падения, держите ребенка сначала за обе руки, потом - за одну.
4. Помогайте ребенку прыгать на трамплинчике или на другом оборудовании спортивной игровой площадки.
5. Положите на пол ленту или веревочку, чтобы малыш мог через нее перепрыгнуть. Или выложите из ленты на полу круг; пусть малыш попытается в него запрыгнуть.

Помогаем познавать мир
Звуки тихие и громкие

1. Возьмите несколько предметов домашнего обихода, с помощью которых можно производить различные звуки: деревянные и металлические ложки, кастрюли, крышки, маленькие толстостенные стеклянные банки (насыпьте в них фасоль), пластиковые бутылки (положите внутрь мелкие предметы). Возьмите какой-нибудь предмет и потрясите им (или ударьте им обо что-нибудь). Скажите ребенку: "А теперь - ты". Назовите действие, которое вы производите (трясете, ударяете, гремите) и скажите: "Вот как громко!" Затем возьмите предмет, от которого получится тихий звук: "А теперь вот как тихо".
2. Есть песенки, начало которых можно петь громко, а конец тихо. Или наоборот. Спросите у ребенка, как вам петь - тихо или громко. Потом спросите у него, как вы пели - громко или тихо.
3. Модифицируйте игру так, чтобы вы издавали звук, а ребенок кивал головой "да" или качал головой "нет" в ответ на вопрос, тихим или громким был звук. Дайте ребенку куклу или надевающуюся на руку игрушку, и пусть кукла спрашивает и отвечает на вопросы о громкости звука.
4. Услышав какой-то явно громкий звук (большая машина за окном проехала), скажите: "О! Это был громкий звук!" В другой раз: "Ты слышишь музыку? Какая она тихая". Обращайте внимание ребенка на такие характерные звуки, как вой сирены, карканье вороны, удар колокола. Телефон может звонить громко, а может тихо (в зависимости от того, в каком положении регулятор громкости).
5. Сделайте набор коробок или пластиковых бутылок, наполненных различными продуктами, например, солью, рисом, или фасолью. Наполните по две емкости каждым из этих продуктов и помогите ребенку подобрать по два громко и тихо звучащих предмета.

Вещи большие и маленькие

1. Сверните из бумаги или картона несколько трубочек; обрежьте их так, чтобы они были разной длины. Сравните их и поговорите с ребенком об их длине: "Эта трубка самая длинная. Эта трубка коротенькая. Эта трубка длиннее".
2. Выработайте стратегию для сравнения размеров. Покажите ребенку, как приблизить два предмета друг к другу, чтобы посмотреть, соответствуют ли они друг другу или различаются. Покажите, как вставлять маленькую трубку в большую. Затем дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать трубки и по-разному манипулировать ими. В ходе этого самостоятельного исследования ребенок приобретет некоторое представление о размере и о том, чем вещи отличаются друг от друга.
3. Дайте ребенку три коробки из-под обуви различных размеров. Играя с малышом, попросите его положить мамины туфли в самую маленькую коробку. Не помещаются? Удивитесь и спросите: "Что же делать?" Помогите ребенку понять, что в самой маленькой коробке поместятся его ботиночки.
4. Дайте ребенку ложки различных размеров, пусть он поиграет с ними. Затем займитесь сравнением больших и маленьких ложек; дай мне самую большую ложку, а теперь самую маленькую...
5. Возьмите набор миниатюрных вещей для игры в куклы: расческу, щетку, стульчики, чашки. А также возьмите набор таких же предметов, которыми пользуется малыш для себя. Сделайте вид, что не понимаете, кому что может пригодиться. Пусть малыш поможет вам разобраться.

Тяжёлое и легкое

1. Наполните пустые молочные пакеты камешками, мелкими пластмассовыми игрушками, скомканными кусками газеты - чтобы они были разного веса. Заклейте или запечатайте липкой лентой верх, чтобы содержимое не высыпалось. Попросите малыша поднимать пакеты по одному. Покажите ему, как взять в каждую руку по пакету, чтобы ощутить разницу в весе.

Используйте слова "тяжелый", "легкий", несмотря на то, что ребенок не знает еще этих слов Помогайте себе жестами и мимикой; возьмите тяжелый пакет двумя руками, а легкий - двумя пальцами; изобразите напряжение: очень уж тяжелый этот пакет! Можно и охнуть разочек.
2. Если ребенок пытается поднять что-нибудь слишком для него тяжелое, остановите его: "Нет, это слишком тяжело для тебя. Давай я помогу тебе".
3. Если найдутся дома какие-нибудь весы со стрелкой, покажите ребенку, как двигается стрелка, когда добавляешь вес. Положили что-то тяжелое - стрелка сдвинулась намного; добавили что-то легкое - стрелка сдвинулась чуть-чуть.
4. Ребенок купается. Покажите ему, что легкие игрушки плавают, а тяжелое мыло тонет. Попросите ребенка дать вам легкие и тяжелые предметы: легкую уточку, легкую губку и тяжелое мыло.

А как этот зверь говорит?

1. Вы рассматриваете животных на картинках в книжке. А как они "разговаривают"? "Посмотри на утку. Она говорит: кря-кря. Посмотри на свинку. Она го-ворит: хрю-хрю, я хочу обедать". Пусть малыш сам скажет, какие звуки издают другие животные: мяу-мяу, муу-муу.
2. Пусть игрушечные животные "разговаривают" с ребенком: "Привет, я маленький котенок. Хочешь потрогать, какой я мягонький? Я говорю мяу. А ты можешь сказать мяу?", "Я цыпленок. Я говорю пи-пи. Я мягонький и желтый".
3. Если есть возможность, дайте малышу послушать голоса птиц, записанные на пластинке или на магнитофонной ленте. (На магнитофон, кстати, можете записать и сами). Спрашивайте: "Кто это?" Снабдите ребенка картинками из журналов или книг, изображающими животных, которые ребенок мог бы показывать, или попросите ребенка назвать животное.
4. Когда вы видите животных у кого-либо дома или в зоопарке, скажите: "Это лев. Что он говорит?"

Помогаем развитию речи
Новые слова

1. Старайтесь описать словами, что происходит вокруг. Идет на улице мимо вас кошка, скажите: "Вот идет кошка". Дайте ребенку понять, что есть слова для всех его действий и всех ваших действий: "Мама готовит завтрак. Маша бросает мяч. Папа читает газету".
2. Когда ребенок показывает на что-нибудь, будто спрашивая, что это, откликнитесь: "Это трактор".
3. Возьмите куклу, чашку, ложку, тарелку. Изобразите, будто вы едите сами, кормите малыша, поите из чашки его куклу. И приговаривайте: "Мама ест. Петя ест. Кукла пьет". Потом пусть малыш повторит за вами ваши действия, а вы задавайте ему вопросы о том, что происходит. В конце концов, от ответов, состоящих из одного слова, он перейдет к фразам из двух слов, описывающих действие, которое выполняется.
4. Начните читать ребенку простые истории. Поговорите о том, что происходит на картинках в книжке, опишите их. Рассматривайте картинки в журналах и разговаривайте о том, что на них происходит. Пусть ребенок в свою очередь расскажет вам о картинках.
5. Учите ребенка словам, которые используются при счете. Он ест - посчитайте печенье на его тарелочке. Помогаете ему одеваться - сосчитайте пуговицы, застегивая рубашку или курточку. Во время игры сосчитайте кубики, которыми он играет. Можно считать все, что угодно: лепестки на цветке, пальчики, проезжающие мимо машины. Конечно, малыш еще не будет уметь считать, но ему будет нравиться само звучание слов один, два, три... В конце концов, это поможет ему получить представление о счете.

По имени

1. Называйте ребенка по имени как можно чаще, когда вы его зовете, одеваете, купаете и играете. Когда он о чем-нибудь просит, скажите: "Чего хочет Коля? Ах, Коля хочет сока".
2. Когда вы играете в прятки или сидите перед зеркалом, скажите: "Где Миша? Вот Миша!" Используйте эти игры для обучения ребенка таким словам как: на, под, над, вверх, вниз. Дайте ему возможность подниматься "на", прятаться "под" и т. д. Намеренно делайте ударение на имени ребенка и на том, где он находится.
3. Положите руку на грудь малыша и спросите: "Кто это?" Если он не называет своего имени, скажите: "Это Илюша". Затем похлопайте себя по груди и спросите: "А это кто?" Если ребенок не ответил, скажите: "Это мама". Возьмите куклу и спросите: "А это кто?". Пусть ребенок скажет: "кукла", или "ляля", или назовет ее имя.
4. Когда ребенок играет с друзьями, поспрашивайте (можно и напевать): "Где Митя? Где Федя?" Каждый, когда о нем идет речь, показывает на себя и говорит: "Вот я!"
5. Начните разговаривать о "Петиной книжке" или о "Петином носке", а также о "папиных ботинках" и "мамином кошельке". Спросите ребенка: "Чьи это носки? Да, они Петины".

Это моё тело

1. Начните с крупных частей тела - вот живот, вот голова. Затем назовите части лица - нос, глаза и рот, потом - руки, ноги, локти, колени. Наконец, перейдите к более мелким "деталям": это зубы, это брови.
2. Говорите о частях тела, когда кормите малыша, купаете его, одеваете. Пусть ребенок увидит в зеркале, как он трогает свой нос, потирает животик и грозит пальчиком.
3. Большая кукла - прекрасное пособие для узнавания частей тела. После того, как вы вместе с малышом нашли у куклы глаза, рот и нос, возможно, вам захочется взять лист бумаги, фломастер и показать ему, как можно составить из этих деталей лицо. Побуждайте ребенка говорить вам, что надо рисовать. Пусть он покажет части лица на рисунке.
4. Подчеркивайте на рисунке нос, щеки или подбородок яркими мазками; возьмите помаду, чтобы выделить губы.
5. Когда вы учите ребенка называть другие части тела, используйте одевающуюся на руку куклу, чтобы пощекотать его животик, схватить его ручки, погладить по волосам или потереть его коленки. Пусть кукла "разговаривает" с ребенком о тех частях тела, которых касается.

Узнаём на рисунке знакомое

1. Вырежьте из уже не нужных журналов картинки, изображающие различные предметы и животных. Скорее всего, ваш ребенок узнает собаку, кроватку, младенца, печенье, рыбу, мяч, стул, телевизор или ботинок. Покажите две разные картинки и попросите: "Найди мне печенье". Когда рука ребенка дотронется до правильной картинки, похвалите ребенка и скажите: "Да, это печенье, его можно есть". Повторите процедуру с каждым предметом.
2. Заведите альбомы с вырезанными из журналов картинками, которые вы сможете использовать снова и снова. Выберите изображения тех предметов, которые ваш ребенок любит больше всего. Но включите туда также изображения других, менее знакомых вашему ребенку.
3. Выберите иллюстрированную книжку с простыми картинками, чтобы учить малыша названиям предметов.
4. Когда вам попадается картинка в книге или журнале, очень похожая на имеющийся у вас в доме реальный предмет, поднесите картинку к предмету и скажите: "Смотри: вот яблоко и вот это яблоко. Это одно и то же".
5. Когда вы читаете ребенку сказку, попросите его показать на картинке: "Где утка?", "А можешь найти шляпу?"

Обогащаем общение
Рядом с другими детьми

1. В этом возрасте ребенок с удовольствием играет рядом с другими детьми и наблюдает за ними, но он еще не умеет играть вместе. Не торопите его, не стремитесь, чтобы он участвовал в коллективной игре. У него должны быть те же игрушки, что и у других, чтобы не возникало побуждения отобрать игрушку.
2. Если один ребенок все же пытается отнять игрушку у другого, мягко вмешайтесь и скажите: "Это игрушка Петина, а эта Катина. Катя, нельзя отбирать у Пети его игрушку". Дети еще не готовы делиться игрушками и обмениваться ими.
3. Наблюдая за тем, как другие дети играют с такими же (похожими) игрушками, ваш малыш, возможно, научится чему-то новому, перенимая их действия.
4. Положите на пол большой лист бумаги. Дайте детям по набору карандашей; пусть они вместе рисуют на этом листе.

Дайте им один набор кубиков на двоих, чтобы они вместе строили что-то из них. Взрослый рядом и наблюдает за игрой.
5. Если получится, вовлеките детей в занятие, которое требует кооперации - пусть, скажем, покатают друг друга в тележке. Необходимо, чтобы с каждым из детей было по одному взрослому, чтобы научить ребенка нужному действию.

Играть самостоятельно

1. В возрасте ближе к двум годам нок уже должен играть самостоятельно и быть занятым игрой более длительное время. Обеспечьте ребенка предметами, которые можно было бы использовать самыми разными способами, и побуждайте его к созидательной и творческой игре.

Дайте ребенку кубики, большие бусины, катушки, мячи, набор различных емкостей - кувшины, кастрюли, пустые банки из-под кофе, коробки различных размеров. Малыш будет с удовольствием проводить целые часы, играя со всем этим. Кубики, скажем, можно укладывать в коробки и доставать их оттуда, можно прятать их под коробки, можно как-то сортировать их. Если ребенок сначала не заинтересуется, покажите ему некоторые из этих действий.
2. Дайте ребенку такие игрушки, как машины, грузовички, животных, миниатюрные копии предметов домашнего обихода, куклы с платьями, рожки, одеяла и расчески. Покажите ребенку, как с ними играть. Затем дайте ребенку самому взять игрушки. Попробуйте проимитировать игру вашего ребенка и хвалите его, когда он подражает вашей игре "понарошку".
3. Оставляйте своего ребенка, чтобы он играл один подольше. Конечно, иногда проверяйте, чем он занят. Ненадолго присоединитесь к его игре, поговорите о том, что он делает, а потом снова оставьте его играть одного.
4. У малыша должна быть коробка, в которой он мог бы держать свои игрушки. Если ему "нечего делать", попросите его подойти к коробке и выбрать что-нибудь для игры. Скажите, что скоро подойдете и посмотрите, как он играет.

Вместе со сверстниками

В этом возрасте ребенок может начинать играть со сверстниками в простые игры под некоторым наблюдением со стороны взрослого. Взрослый должен побуждать детей присоединяться к игре и предлагать им ту или иную игру, не оказывая на детей давления.

1. Помогите детям катать мяч от одного к другому.
2. Пусть по очереди заводят звучащую или механическую игрушку.
3. Положите доску под углом; пусть они скатывают с нее машинки и мячи. Помогите им установить очередь.
4. Заведите веселую музыку и потанцуйте с детьми. Сначала берите детей за руки, потом пусть сами возьмутся за руки и танцуют вместе.
5. Поиграйте в "Каравай". Пусть 3-4 ребенка встанут в круг. Помогите им взяться за руки. Если ребенок отказывается присоединиться, пусть он наблюдает за другими. Возможно, ему захочется принять участие позже, когда он увидит, что другим детям нравится эта игра.

Утешить плачущего сверстника

1. Ребенок научится утешать других, если вы утешаете его. Утешая ребенка, вы показываете ему, как утешать других.
2. Если малыш расстраивается, когда плачет другой ребенок, дайте ему подойти и погладить, обнять плачущего.
3. Покажите ребенку, как нежно прикасаться к другим детям, чтобы они воспринимали его утешение.
4. Поговорите с малышом о том, что чувствует другой ребенок. Скажите: "Коле грустно, потому что..." Уверьте ребенка в том, что с Колей будет все в порядке. Предложите: "Поможем Коле развеселиться".
5. Побуждайте ребенка ласкать кукол и мягкие игрушки. Скажите: "Можно, я обниму твою куклу? Как это приятно! Хочешь сама обнять ее?" Приписывайте кукле различные чувства, чтобы вызвать у ребенка ответную реакцию. Возможно, вам придется подсказать малышу, как именно он мог бы реагировать. Через несколько дней посмотрите, не обойдется ли ваш малыш без подсказки.

Категория: Воспитание и развитие | Добавил: Венера (03.02.2010)
Просмотров: 807 | Теги: помощь, речь, развитие, общение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Читать ЛС ()

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Всё для ребёнка

Друзья сайта
  • НАША КНОПОЧКА
  • ОБМЕН БАННЕРАМИ

  • Статистика

    Зарег. на сайте
    Всего: 2018
    Новых за месяц: 0
    Новых за неделю: 0
    Новых вчера: 0
    Новых сегодня: 0
    Из них
    Администраторов: 2
    Модераторов: 4
    Проверенных: 92
    Обычных юзеров: 1917
    Из них
    Парней: 1045
    Девушек: 973

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Нас сегодня посетили:

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz