Первые годы жизни — период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопления словаря, овладения грамматическим строем языка. Отставание в ее развитии в раннем возрасте может иметь неблагоприятные последствия в дошкольные и даже школьные годы. С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Что же надо делать, чтобы ребенок своевременно начинал говорить? Речь — это не прирожденный дар. Ребенок перенимает ее у взрослых. Очень рано, буквально с первых недель жизни, младенца привлекает голос матери и других близких. Разговаривая с малышом, взрослые формируют у него слуховое сосредоточение, умение прислушаться к звукам. Ребенок рождается на свет лишь с потенциальной способностью речи, развитие которой представляет собой длительный и сложный процесс. Этот процесс характеризуется следующими особенностями:
1. Непременным условием развития речи является речевое общение детей со взрослыми.
Если обращенная к ребенку речь эмоциональна, выразительна, то уже к 4—5 месяцам малыш будет по разному реагировать на интонации: на приветливый тон отвечать радостью, а сердитый может вызвать плач.
С 6—7 месяцев у ребенка развивается способность понимать некоторые слова и выражения, произносимые взрослым. Но для этого необходимо чаще с ним разговаривать; например, когда надо взять ребенка из кроватки, приговаривать: «Дай ручки, маленький», — и манить его к себе. Одевая малыша, сопровождают словом свои действия: «Сейчас Машенька наденет рубашку. Дай мне ручку. Вот так». Берут ее за руку, чтобы она знала, где у нее рука, и что означает эта просьба. «А теперь наденем чулок. Где у Маши ножка?»
Хотя смысл речи еще неясен ребенку, но он вслушивается в ласковый голос матери и улыбается ей. Смысл слова становится малышу понятным благодаря тому, что оно сопровождается жестом, действием, подчеркивается тоном, мимикой.
Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, т. е. понимания речи.
2. Понимание чужой речи развивается у детей раньше, чем самостоятельная устная речь. Уже на втором месяце жизни ребенок способен довольно отчетливо реагировать на слова окружающих лиц. При этом вначале такие реакции носят эмоциональный характер и связаны с восприятием интонации слышимых фраз. ). К концу первого года жизни ребенок уже связывает слышимые слова с обозначаемыми ими первосигнальными раздражителями, в известной мере независимо от того, кем эти слова произносятся. Он правильно реагирует на обращенные к нему слова «подними мяч», «положи ложку на стол» н т.п.
Понимание речи является одним из важнейших этапов подготовительного периода в развитии детской речи. В понимании развивается смысловая сторона речи ребенка, которая на первых порах независима от развития его самостоятельной (звуковой) речи. Смысловое содержание - указание на какое-либо лицо или действие, предмет, дающее возможность сообщить что-нибудь собеседнику, - является специфической особенностью человеческой речи.
Чем чаще обращаются взрослые к ребенку со словами ласки и внимания, с разговорами о близких и знакомых предметах, тем быстрее развивается понимание речи.
Взрослый сажает малыша к себе на колени, берет его ручки в свои и говорит с улыбкой:
— Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
— Кашку.
- Что пили?
— Бражку
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели.
Ладушки запели.
Произнося эту потешку, взрослый хлопает ручками ребенка в ритм стихотворения. При словах «домой полетели» поднимает руки малыша вверх. Он доволен, улыбается: «А ну-ка еще раз!» - говорит взрослый, повторяя слова, с тем чтобы ребенок понял, что определенные слова обозначают определенные действия. Малыш вскоре начинает делать ладушки самостоятельно: в такт стихотворению сам прихлопывает в ладоши, движениями рук сопровождает содержание потешки. Или, поднимая ручки ребенка вверх, сказать: «Вот какой Андрейка большой!»
Повторить это движение несколько раз, сопровождая словами, а затем предложить: «Покажи, Андрюша, какой ты большой». Тот тянет руки вверх. При этом надо похвалить его: «Вот какой Андрей у нас большой! Молодец!»
Малыш, играя, вслушивается в речь взрослого, учится действовать по словесному сигналу, испытывая при этом удовольствие. Таким образом, забава становится для него делом серьезным, своеобразной школой понимания речи.
3. Развитие самостоятельной устной речи у детей значительно отстает от развития понимания ими речи других людей. Это объясняется более поздним развитием рече-двигательного аппарата и двигательного речевого анализатора. Благодаря этому ребенок, хорошо понимая обращенные к нему слова (на основании точной слуховой дифференцировки их фонем), сам произнести эти слова не может или же произносит их с большими искажениями.
Первые попытки артикуляционных движений отмечаются у детей на втором месяце жизни в виде так называемого лепета — произнесения отдельных звуков и их неопределенных сочетаний, еще не имеющих характера слов, т. е. не связанных условно-рефлекторно с теми или иными первосигнальными раздражителями и не являющихся пока еще их сигналами. Лишь к концу первого года жизни из этого лепета формируются первые слова ребенка, употребляемые им в целях речевого общения с окружающнми людьми. Эти первые слова состоят из одного или двух повторяющихся слогов («ма», «ди-дн», «ава» и т. п.) и иногда заменяют собой целые предложения (например, слово «ди-ди», произносимое ребенком р различных ситуациях, может означать: «дедушка, дай эту игрушку» ... «пойдем гулять»... «он будет сидеть с дедушкой, а не с кем другим» и т. п.).
К концу года ребенка учат осмысленно произносить 8—10 слов (мама, папа, баба, дай, на и др.), но в этом возрасте он еще слабо владеет органами речи, ему трудно воспроизвести даже те слова, которые он давно понимает. Поэтому, обучая ребенка активной речи, надо называть предметы полным словом и вместе с тем облегченным (кошка — киса, бабушка — баба, кукла — ляля и т.п.). Этим приемом придется пользоваться и в первые месяцы второго года жизни малыша.
Надо стараться сопровождать словом все, с чем сталкивается ребенок в процессе воспитания тех или иных умений. Скажем, во время умывания: «Сейчас Коленька откроет кран. Видишь, вода льется? А теперь возьмем мыло. Намылим руки, и водой польем. Вот какие чистые! Помоем лицо, вытрем полотенцем». Когда слово сочетается с действием, ребенку оно особенно понятно.
...Наташа боится воды и не любит умываться. Мама старается сделать эту процедуру приятной для ребенка, вспоминает вслух народную потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Девочка слушает и без капризов дает умыть лицо. А затем подставляет румяные щеки мохнатому полотенцу.
В первую половину второго года ребенок накапливает словарь. За это время неизмеримо возрастает количество слов, которые он понимает. Взрослым кажется, что он уже все понимает, только сказать не умеет. Ход развития детской речи, действительно, таков, что активная речь не успевает за пониманием. Малыш уже знает свое имя, имена близких людей, названия одежды, мебели, посуды, машины, нескольких животных, растений, умеет показывать части тела у себя и у животных-игрушек, назвать различные действия. В активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Ребенок часто обращается к взрослым с помощью мимики и жестов.
Резкий скачок в развитии речи наблюдается у детей после полутора лет. Очень быстро растет запас активно употребляемых ими слов. Они не только повторяют за взрослым слова, но и сами пытаются выяснить названия окружающих предметов.
К концу второго года в активе ребенка уже до 300 правильно произносимых им слов. Правда, он еще не владеет такими звуками, как р, л, ш, ч, щ, и часто заменяет или вовсе пропускает их.
4. Дальнейшим этапом в развитии речи детей является овладение правильными грамматическими и синтаксическими формами речи. В 2—3 года ребенок начинает широко применять в речевом общении с другими людьми уже не отдельные слова, а целые предложения.
Благодаря частому речевому общению со взрослыми ребенок начинает овладевать и грамматическим строем речи. Он употребляет простые предложения. Сначала они еще несовершенны, но постепенно малыш учится, правильно согласовывать слова в предложении и употреблять разнообразные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги.
Общение взрослого и ребенка, возникающее в игре, полезно использовать как средство развития речи: в игровых ситуациях дети проявляют наибольшую активность, легче входят в контакт со взрослыми, охотно откликаются на их предложение повторять слова, обозначающие предметы и действия.
Приглашением к игре может служить своеобразный сюрпризный момент. Например, заранее подготавливают все необходимые для игры предметы, закрывают их ширмой: «Ну-ка, посмотри, кто тут спрятался?» Ширму отодвигают, и ребенок видит в кроватке куклу. «Катя спит, она устала. Тише, не шуми! Я сейчас ей песенку спою». Куклу бережно берут на руки и начинают напевать, покачивая ее в такт песне: Баю-баю-баю, Куколку качаю! Куколка устала: Целый день играла.
Затем предлагают: «Давай вместе споем Кате: баю-баю». Ребенок подпевает: «Баю-баю-баю».— «А вот наша Катя проснулась! Поздоровайся с куклой!» Потом Катя идет гулять, спускается по лесенке, сделанной из кубиков. При этом важно, чтобы ребенок повторял вместе со взрослыми: «Катя пошла гулять». Куклу сажают в машину; взрослый учит малыша подражать звуку машины: «Би-би-би!» Игра заканчивается приглашением куклы погулять вместе с ребенком. Получив куклу, он уходит на прогулку.
Очень важно следить, чтобы ребенок не заменял слово жестом. Для этого надо ставить его в условия, при которых он вынужден был бы пользоваться речью. «Не понимаю, что ты хочешь», - говорит мама своей малышке, пытающейся дотянуться до мяча, закатившегося под трюмо. Девочка кряхтит, но достать не может. А мама делает вид, что не понимает. — «Что там? — спрашивает она ребенка. — Мяч? Скажи: «Достань мяч».
Если правильно развивать речь ребенка в первые два года жизни, то третий год принесет большое удовлетворение, малыш свободно пользуется речью: он задает вопросы, отвечает, когда его спрашивают, правильно строит не только простые, но и сложные и даже сложноподчиненные предложения. В его фразах имеются все части речи. Активный словарь к 3 годам достигает 1200—1300 слов, значительно чище становится произношение.
Все это благоприятно сказывается на умственном развитии малыша.
5. Большое значение в развитии речи имеет изучение языка и литературы в школе. Это изучение знакомит учащихся с элементами речи и правилами ее построения, содействуя, таким образом, сознательному овладению речью, увеличивает запас слов учащихся, который до поступления в школу в значительной степени определяется только условиями быта детей, знакомит при помощи литературных примеров с образцами правильной речи, путем письменных и устных упражнений приучает к самостоятельному, связаному, составленному по определенному плану изложению своих мыслей.