Примерно к году жизни или чуть позже ребенок должен научиться есть самостоятельно. На первых порах надо научить его держать ложку. Для этого ребенку дают в руку чайную ложку и приучают набирать в нее кашу. В это же время можно докармливать ребенка со второй ложки. Глядя на маму или папу, которые кормят его с ложки, он обязательно захочет воспользоваться ложкой сам, копируя при этом действия родителей. Ведь при первых попытках ребенка есть ложкой, еда будет подать, будет не попадать в рот, будет падать и сама ложка, не нужно злится на ребенка и отбирать так заинтересовавший его предмет.
Вначале допускается, чтобы ребенок держал ложку, сжимая ее в кулачке. В 1,5-2 года надо приучать его держать ложку чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами – большим, указательным и средним. Когда ребенок овладеет этим приемом, приучайте его правильно зачерпывать пищу, подносить ложку ко рту не сужающейся частью, а боковой стороной. Вовремя под¬сказывайте ребенку, чтобы он не засовывал ложку в широко раскрытый рот и не засасывал кончика ложки.
Впервые у ребенка появляется самостоятельность при приеме пищи тогда, когда он сам кушает сухарики и печенье. Впоследствии он начинает пуками брать еду из тарелки руками и пытается положить ее в рот. Не нужно предотвращать эти действия, даже если он с ног до головы перемажется кашей, так он быстрее поймет, что есть удобнее ложкой.
Но даже если Ваш малыш научился держать в руках ложку, он не начнет сразу есть ей. Спустя некоторое время для него станет ясным, что донести пищу из тарелки до рта ложкой, неимоверно трудно. И что бы ребенок не начал лениться и не стал требовать его покормить, надо будет, на некоторое время, оставлять его наедине с тарелкой и ложкой, или же он просто бросит это занятие.
Так же, ребенок гораздо быстрее научится есть столовыми приборами, если он будет участвовать в приеме пищи со всей семьей. Ведь подражание является основной чертой поведения малыша, и глядя на членов семьи, например, за обедом, он будет стараться взять со взрослых пример. Важно не упустить момент, когда вы заметите, что малыш стал подражать вам за столом. Сначала это будет простое любопытство, а потом малыш захочет быть похожим на маму или папу, кушать и своей собственной тарелки собственной ложкой, да ещё и самостоятельно.
Многие вещи дети начинают делать, глядя на сверстников. Если подросший малыш упорно отказывается брать в руки ложку, сходите в гости, или пригласите на обед тех его друзей, которые уже умеют кушать сами. Обратите внимание ребенка на приятеля: «Смотри, Витя сам ложечку держит». Но ни в коем случае не нужно стыдить малыша и сравнивать с другом, достаточно просто вскользь заметить такое полезное умение товарища по играм. А в следующий раз за обедом предложите крохе ложку, вспомнив приятеля.
Решение о том, что малыш будет есть самостоятельно, должно поддерживаться всеми членами семьи. Если мама настаивает на самостоятельности, а бабушка «жалеет маленького» и кормит с ложечки, положительный результат будет достигнут нескоро. Также обучение не должно зависеть от настроения родителей. («Вчера ты кушал сам, а сегодня мы в гости опаздываем, поэтому давай, я тебя быстренько накормлю»). Надо выработать определенную последовательность и поэтапность в обучении. Например, поначалу ребенок сам ест только творог. Когда с одним продуктом он уже справляется, добавляем более «сложное» по консистенции пюре, далее жидкую кашу, и, наконец, суп.
Если ребёнок голоден, просто положите ложку рядом с тарелкой и немного отвлекитесь. Сделайте вид, что у вас появились срочные неотложные дела в другой комнате. Когда вы вернётесь, скорее всего, ваш малыш уже будет уплетать обед сам, поскольку не захочет дожидаться вас. Правда, об аккуратности пока говорить не приходится.
Чётко разграничьте назначения столовых приборов. Это ни в коем случае не игрушки, какими бы красивыми они ни были. Ложки, тарелки и кружки могут появляться только на столе во время еды и никак иначе, в другом случае, ребёнок привыкнет воспринимать еду, как игрушку.
Пресекайте все попытки игры с едой. Маленькие неприятности неизбежны, когда маленький человек учится кушать кашу, суп или пюре. Многие продукты будут оказываться где угодно, но только не на тарелке и не во рту ребёнка. Не поощряйте такие ситуации, не стоит умиляться тому, как метко ваш малыш попал хлебной коркой в стену. Не ругайте малыша, но покажите своё недовольство. Если не потакать таким вещам, то ребёнок уже через несколько месяцев будет знать, как правильно вести себя за столом.
Еще один способ обучения – игра. Поиграйте с малышом в «экскаватор». Экскаватор-кроха должен собрать ложкой-ковшом всё картофельное пюре и переправить в рот. От мамы требуется немного фантазии и соответствующие комментарии для игры. («Большой-большой экскаватор зачерпывает ковшом пюре и аккуратно отправляет его в рот! Молодец, а я за тебя буду гудеть, пока ты жуешь!»)
Можно использовать тарелочку с интересным рисунком на дне и объяснить крохе, что под кашей злой волшебник спрятал, например, маленького поросенка, который сам не может освободиться и помочь ему может только малыш, если сам возьмет ложечку и скушает всю кашу. А также завернуть эту историю в сказочную обертку.
Иногда малыш с аппетитом кушать начинает самостоятельно, но быстро устает. Не настаивайте, докормите его. По мере взросления доля самостоятельно съеденного в любом случае будет увеличиваться. Также можно сделать исключение из правил, если кроха болеет.
Вилку дают ребенку примерно с 3 лет, тогда, когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом. Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости оттого, что едят.
Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости от того, что едят. Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобно подгребать кушанье. Приучайте также ребенка, накалывая пищу вилкой, держать ее наклонно к плоскости тарелки, иначе вилка может соскользнуть с гладкой поверхности и разбрызгать содержимое тарелки на ска¬терть и одежду.
Вполне удобно есть вилкой, а не ложкой, омлет, яичницу, нежидкие каши, овощи, котлеты, гарниры. К этому следует приучать и потому, что обычно, когда подают второе блюдо, ложка со стола уже убрана.
Приучайте также ребенка, накалывая пищу вилкой, держать ее наклонно к плоскости тарелки, иначе вилка может соскользнуть с гладкой поверхности и разбрызгать содержимое тарелки на скатерть.
Когда к сервировке детского стола добавляют столовый нож, ребенку показывают, как им пользоваться, учат держать ножик в правой руке. К этому же времени следует научить ребенка пользоваться вилкой, держа ее левой рукой. Ребенка надо приучать к тому, что нарезать ножом можно только ту пищу, которую невозможно отделить с помощью вилки.
Поэтому рубленые котлеты, запеканки, пудинги, рыбу и т. п. он должен есть только при помощи вилки, без ножа. Пока ребенок не привыкнет пользоваться ножом, он помогает себе, поддерживая пищу хлебной корочкой, которую держит в левой руке.
Ребенка 3 - 4 лет можно сажать за общий стол. С того дня, когда вы решили, что малыш будет обедать со взрослыми, отведите для него определенное место за столом и не меняйте этого места. Удобнее всего посадить ребенка рядом с матерью, по левую руку от нее.
Особенно бережно ребенок относится к чистоте и порядку за столом, если он сам принимает участие в его сервировке. Неприятно нарушать порядок, который сам только что создал, и поэтому ребенок станет особенно внимательно следить за тем, чтобы не пролить суп, не разбросать хлебные крошки, не положить использованные ложку и вилку на скатерть.
Одна из домашних обязанностей, выполнение которой вполне доступно ребенку четырехлетнего возраста, - сервировка стола. Вначале малыш будет приносить свою тарелку, правильно класть около нее ложку и вилку, придвигать свой стул, помогать принести салфетки и т. п., а затем он научится и самостоятельно накрывать стол и убирать со стола .
Будьте действительно любящими родителями, не оценивайте ребёнка по чужим успехам, помните о его праве на индивидуальность. И не забывайте – его поведение и желание учиться зависит только от вас.